«Мир ловил меня, но не поймал»

За чередой судьбоносных событий в нашей современной истории юбилей этого человека прошёл совершенно незаметно. А между тем родившийся 300 лет назад, 3 декабря 1722 года, в семье малороссийского казака Саввы младенец, наречённый Григорием, считается основоположником отечественной философской мысли, труды которого издаются и в XXI веке.

Тезис о том, что большое видится на расстоянии, применительно к Григорию Саввичу Сковороде (1722–1794) необычайно актуален. Его литературно-философское наследие, вместившееся всего лишь в один пятисотстраничный том, продолжает будоражить умы искателей истины. А на фоне нынешних знаний о процессе развития гуманитарных наук за последние четверть тысячелетия биография и духовные искания юбиляра вызывают всё больше и больше вопросов.

Для своего времени Григорий Сковорода прожил удивительно долго. Он появился на свет в правление Петра Великого, а завершил земной путь в закатных лучах царствования Екатерины Великой. Это факт любопытный, но не удивительный. На определённые раздумья на грани недоумения наводит изучение его произведений. Из толщи времён они дошли до нас далеко не все, при жизни философа-путешественника его труды не печатались, зато распространялись по России в огромном количестве рукописей. Дело здесь не в одиозности или «зауми» его поучений, слов, притчей или басен.

На пике популярности Сковороды в империи выходило всего несколько газет, журналы только зарождались, а книги начали относительно массово печатать лишь в начале 1780-х годов, да и были это преимущественно переводы иностранных авторов, придворных пиитов, учебники и немногочисленные энциклопедические издания. Его современники могли взять в руки свои отпечатанные труды в исключительных случаях. Но уже начиная с 1830-х годов философские опусы Сковороды стали печатать довольно активно, и процесс этот, не прерванный даже в советский период, продолжается по сей день. Чем же подкупает читателей старомодный слог автора, вникнуть в ритм которого удаётся не всякому?

Прежде всего – поразительным кругозором человека, обладающего, судя по его произведениям, спектром знаний, которыми едва ли сможет блеснуть современный выпускник профильных факультетов государственных университетов или богословских институтов. Как, где, при каких обстоятельствах мог их получить казацкий сын, большую часть своей жизни с посохом в руках и котомкой за спиной путешествующий по Малороссии и южной части империи и в редкие часы отдыха в какой-нибудь помещичьей усадьбе находивший в себе силы записать свои устные повествования на подвернувшемся листке бумаги? Да и в чём вообще была его миссия? Только ли свойственный XVIII веку дух эпохи Просвещения побуждал Григория Сковороду и его современников – мистика Семёна Гамалею, книгоиздателя Николая Новикова, «бунтовщика хуже Пугачёва» Александра Радищева, путешественника Фёдора Каржавина, основоположника эпической поэзии Михаила Хераскова, да и многих других, теперь совершенно позабытых деятелей российской культуры – нести свет знаний в общество, не всегда готовое к их восприятию?

[info]Продолжение читайте в №6/2022 журнала «Тёмные аллеи»[/info]

Автор: Евдокия Кужель-Франк