Скульптора Сергея Тимофеевича Конёнкова уже при жизни называли «русским Роденом», а его произведения сравнивали с античной пластикой и Пергамом, «воскресшим в нашем искусстве». До Октябрьской революции он считался одним из самых известных скульпторов, работы его стоили настолько дорого, что приобрести их могли только очень состоятельные люди. Это уже в советскую эпоху мастера принизили до уровня «народного», ваявшего в национальных традициях. Впрочем, тогда это было очень удобно и выгодно, да и сам Конёнков способствовал такой репутации. Фактически такую официальную версию жизни лауреат всевозможных советских премий Сергей Конёнков создал сам. В его книге «Мой век. Воспоминания» отражено всё, что должно быть в биографии правильного советского художника.

Только в 1990-е годы стало известно, и то случайно, о совершенно иной ипостаси мастера. Тогда общественности открылась новая, ошеломительная сторона творчества Конёнкова, а сам он предстал настоящим пророком.

Фантастический мир космогоний

Удивительным было не только то, что скульптор оказался ещё и гениальным рисовальщиком, а что он предсказал многие катаклизмы ХХ века. Его серия графических произведений «Космогония», которую называют порой «Библией Конёнкова», – зашифрованные пророчества, до конца не разгаданные. Сам мастер после возвращения в СССР из Америки со своих близких взял обещание, что они 50 лет не будут упоминать об этих рисунках. Сергей Тимофеевич умер в 1971 году, и по его велению только в нынешнем году можно было бы раскрыть эту сторону творчества мастера.

Но произошло это гораздо раньше по чистой случайности. Два рисунка из цикла «Космогония» были обнаружены в Мемориальном музее-мастерской Сергея Конёнкова, они сразу же вызвали небывалый интерес. Благо в то время уже можно было не опасаться гонений за отход от официального искусства. Рисунки принадлежали сыну скульптора от первого брака, который позже передал их своей дочери Алле.
Стоит упомянуть, что Сергей Тимофеевич был твёрдо уверен, что доживёт до ста лет. Но это его пророчество не сбылось, он скончался от воспаления лёгких, не дожив всего 3 года до векового юбилея. Однако многие другие его предсказания всё-таки сбылись.

В своих графических композициях о происхождении мира Конёнков использовал интересный приём. Он, возможно, один из первых, кто взял карту звёздного неба и на неё наложил карту Земли. И это космическо-земное «царство» населил различными персонажами, большинство которых взяты из Библии и Евангелия.

Религиозной тематикой Сергей Тимофеевич увлёкся, живя в Америке. Именно там впервые по-настоящему глубоко изучил Библию и смог найти в ней указания на современность. Никто ни до, ни после него не пытался воссоздать в графической форме эту взаимосвязь. Впрочем, судя по всему, работу свою Конёнков до конца не довёл. Существуют предположения, что цикл «Космогония» – эти лишь эскизы, наброски для создания одного гигантского произведения, поскольку каждый рисунок сам по себе существовать не может, они как бы дополняют один другой и составляют единое целое.

«Дорогой брат Сталин»

В 1930-е годы в США Сергей Тимофеевич Конёнков стал членом религиозного кружка, в который входили выходцы из России и Польши. Этому способствовало знакомство с членом общества «Ученики Христа» Тихоном Шмелёвым. Само общество было основано в начале XX века известным религиозным деятелем Чарлзом Тейзом Расселом. В 1931 году кружки, основанные Расселом, стали называться «Свидетелями Иеговы», но сам Конёнков это название нигде ни разу не употреблял. Общение с этими религиозными фанатиками сильно изменило образ жизни скульптора и отразилось даже на его внешности. Он превратился в седобородого старца, как будто сошедшего со старинных икон.

Изменённое мировоззрение дало возможность скульптору интерпретировать события современной истории на основе текстов Священного Писания и толковать их как предсказания будущего. Конёнков довольно точно предсказал Вторую мировую войну, дату победы над фашистской Германией и назвал время наступления Апокалипсиса.

Свои выводы о начале войны и необходимости надлежащей подготовки к ней Конёнков поначалу изложил в письме генералу В.А. Яхонтову, проживавшему в США. А затем стал отправлять свои пророчества руководству СССР, обращаясь непосредственно к И.В. Сталину. Примечательно, что в этих посланиях он обращался к Сталину как к брату.

Эти уникальные документы хранятся ныне в Государственном архиве Российской Федерации, а ранее находились в архиве Комитета по делам религий при Совете Министров СССР.

В одном из писем он пишет: «Дорогой брат Сталин, писал вам письмо в январе 39 года, предостерегая вас, что в недалёком будущем все капиталистические страны нападут на СССР, но вы проигнорировали. И потому-то именно, что вы проигнорировали мои предостережения, вы имели неудачу в малой Финляндии. Снова в этом теперь письме я называю вам, какие государства на вас нападут. А именно Англия, Франция, а также разбитая армия несуществующей Польши. Далее турецко-египетские народы, также африканцы. А особенно те, которые под господством Англии, а также немцы, японцы, Америка и другие меньшие и большие государства в союзе с вышеперечисленными царствами. Может быть, вам будет удивительно, что и немцы тут названы как нападающая, ибо они с вами».

В письмах есть кроме предостережений и оригинальные советы, как то: заняться изготовлением сталепанцирных жилетов для солдат. Понятно, что Иосиф Виссарионович с этими посланиями не ознакомился, они осели в архиве Народного комиссариата иностранных дел, откуда и попали в Комитет по делам религий при Совете Министров СССР.

Конечно, можно по-разному толковать пророчества С.Т. Конёнкова, который предсказывал развитие нашей планеты и даже конец света. Он писал о том, что будет много перемен. Возможно, ему было дано слышать космос. Как бы там ни было, некоторые его предсказания близки к истине, но не все они исполнились и достоверны. Но предсказания есть предсказания. Ещё со времён Нострадамуса особым искусством считалось их правильное толкование. Быть может, и пророческие слова Конёнкова, так же как и его «Космогония», просто ждут своего толкователя.

Подробнее читайте в №4/2021 журнала «Тёмные аллеи»

Автор: Анна Цугай