Новый взгляд на старых Мастеров

В 2025 году исполняется 155 лет со дня основания Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ). Этому событию посвящена грандиозная выставка «Передвижники», открывшаяся в новом здании Государственной Третьяковской галереи на Кадашевской набережной. Центральный выставочный проект 2024–2025 годов собрал на одной площадке работы ведущих мастеров ТПХВ: Василия Перова, Николая Ге, Ивана Крамского, Ильи Репина, Василия Сурикова, Ивана Шишкина, Алексея Саврасова, Василия Поленова, Архипа Куинджи, Исаака Левитана, Виктора Васнецова и  многих других. Они оставили яркий след в истории отечественной живописи, и сегодня творчество передвижников является общепризнанной классикой русского искусства.

В первом номере «Тёмных аллей» — приложении к журналу «Чудеса и приключения» мы подробно расскажем о Товариществе передвижных художественных выставок – этом уникальном явлении русского изобразительного искусства и о первой за последние полвека выставке в России, посвящённой передвижникам.  

Удивительно совпадение – столько и просуществовало само Товарищество, которое охватило просветительской практикой несколько десятков городов Российской империи, оказало огромное влияние на формирование эстетических потребностей широкой публики.

Первые три десятилетия (1870–1890-е) передвижники лидировали на художественном рынке, были символом всего самого передового и талантливого. Их имена не сходили с полос газет и журналов, год от года посещаемость выставок росла не только в Петербурге и Москве, но и по всей стране. Художественная и выставочная деятельность передвижников изменила отношение к современному искусству в обществе последней трети XIX века. Возросло число собирателей, коллекционеров и любителей искусства не только в столицах, но и в провинции. Учреждались новые художественные классы и школы, частные галереи и музеи, разного рода сообщества меценатов. В конце 1870-х годов Александр II приобрел несколько картин на передвижной выставке, а в середине 1880-х частым гостем, а затем и постоянным посетителем стал Александр III, приступивший к созданию музея русской живописи — будущего Русского музея Императора Александра III в Петербурге.

За последние 50 лет изучение творчества мастеров — членов ТПХВ — привело к более глубокому пониманию их наследия, что создало необходимость в новом взгляде на экспонирование произведений. Согласно концепции проекта, в первом разделе участвуют только те работы, которые были непосредственно представлены на передвижных выставках. Это хрестоматийные передвижнические произведения — полотна философско-этического свойства, картины, сфокусированные на социальной проблематике, портреты, раскрывающие психологию человека эпохи «газет и вопросов», пейзажи. Во втором разделе показаны полотна, авторы которых отходили от парадигмы реалистического мировосприятия, экспериментировали, двигаясь в сторону символизма, импрессионизма и авангарда. Также в экспозицию вошли и салонные произведения, экспонировавшиеся на выставках Товарищества. Таким образом, проект позволит обновить представление о творчестве передвижников, которые, с одной стороны, вдохновлялись просветительскими идеями, а с другой — исповедовали разные взгляды на искусство, его задачи и дальнейшее развитие.

На выставке также представлен мультимедийный проект, рассказывающий о деятельности ТПХВ: о том, как трудно организовывались выставки, как решались вопросы транспортировки и экспонирования картин, что писала столичная и провинциальная критика о выставках Товарищества, с какими проблемами сталкивались художники, а также – о многих малоизвестных подробностях их жизни.