Камень, глина, стекло и даже чугун в руках талантливых русских мастеров превращаются в шедевры.

На всех всемирных выставках, в которых участвовала Российская империя в XIX–XX веках, а позже Советский Союз, множество наград и признание получали мастера народных промыслов и их изделия.

В 1900 году в Париже Гран-при был присуждён российскому павильону из чугуна, выполненному каслинскими мастерами. В 1925-м на Всемирной выставке в Париже вологодские кружевницы получили золотую медаль, а в 1937-м – Гран-при, золотой медалью тогда же наградили елецкие кружева, рязанские – почётным дипломом. Высшей награды выставки была удостоена и скульптура «Сокол» Алексея Сотникова, которая стала символом Дулёвского фарфорового завода, а также работы палехских художников. Золотые медали получили золотошвеи Торжка, федоскинские мастера, вятские кустари… В Брюсселе в 1958 году были высоко отмечены павловопосадские платки…

С незапамятных времён на Руси в жизни народа важное место занимала особая форма творчества – промыслы. В них отображается всё многообразие исторических, духовных и культурных традиций нашего народа, зарождённых столетия назад. Они сочетали изготовление повседневных предметов с высокохудожественными способами их обработки и украшения. Исследователи относят к промыслам роспись посуды и других предметов быта, глиняную и деревянную игрушку, кружевоплетение, гончарное и кузнечное дело, резьбу по кости, камню, дереву, ковроткачество.

Ни в одной стране мира исконно народное творчество не получило такого развития, как это произошло в России…

Продолжение читайте в №1/2024 журнала «Тёмные аллеи»

Автор: Дарья Цугай

Фото автора