Из Парижа с тоскою

Ярославская глубинка в красках и словах Константина Коровина.

Дорога по первому ноябрьскому снегу в Охотино только на первый взгляд казалась лёгкой прогулкой. По скоростному шоссе мы домчались из Москвы до Переславля-Залесского всего за пару часов без малейших проблем, а дальше нам только оставалось удивляться, как век назад добирались в эти края Константин Коровин, Фёдор Шаляпин и многочисленные гости их усадеб. Мощь нашего редакционного внедорожника и «всезнайство» навигатора оказались бессильны перед грунтовыми просёлками и лесными дебрями. Спросить дорогу было не у кого, указатели напрочь отсутствовали, лишь ярко-рыжая лиса, невозмутимо сидящая на подмёрзшей и запорошенной обочине, проводила нас безразличным взглядом в бесконечность дремучих ельников, даже на мгновение не пошевелив своим пушистым хвостом. А когда мы каким-то чудом всё же оказались на месте, экскурсовод-смотритель усадьбы-мастерской художника Константина Коровина в Охотине Владимир Сергеевич Селивёрстов был крайне удивлён тому очевидному факту, что завернули мы с той стороны деревни, откуда и жарким летом редкий автомобилист отваживается сюда приезжать.

Холодный ноябрьский день для поездки в Охотино мы выбрали не случайно. Сто лет назад, осенью 1922 года, в Париже Константин Коровин, глядя в окно, писал в своей бедно обставленной каморке картину, которая удивительным образом спустя век ненадолго оказалась в России, куда самому художнику вернуться было не суждено. Примерно в это же время у мастера, наделённого даром живописца от рождения, проявился удивительный литературный талант. И если в зрелые годы он воспевал своё любимое Охотино, окрестные леса и берега реки Нерли в бесценных теперь полотнах, то на склоне лет возвращался сюда с неизбывной грустью по волнам памяти, щедро «расплескавшимся» на страницах его пронзительных рассказов.

[info]Продолжение читайте в №6/2022 журнала «Тёмные аллеи»[/info]

Автор: Александр Нефедов

Фото автора