В тот год в июньской афише Кировского театра (так тогда назывался Мариинский) значилось немало торжественных событий. Последней премьерой стал вагнеровский «Лоэнгрин», второй спектакль которого закончился поздним вечером 21 июня 1941 года.

«В ловких руках балерины Галины Улановой и певца Нэллеппа…»

Спектакли, назначенные на 24 и 27 июня, сразу заменили на оперу «Иван Сусанин». 22 июня шла недавно возобновлённая «Баядерка». А на 23 июня был запланирован юбилейный вечер выдающейся балерины Елены Люком, в котором должен был принять участие весь цвет балетной труппы. Акт из «Жизели» Люком танцевала с Константином Сергеевым, гран-па из «Пахиты» – с Вахтангом Чабукиани, первый акт «Дон Кихота» – с Борисом Шавровым. А цветочницами выходили балерины Ольга Иордан, Татьяна Вечеслова и Наталья Дудинская. На роль же Дон Кихота пригласили кумира всех жителей страны Николая Черкасова. «Елена Михайловна готовилась к тому, что этот спектакль должен стать завершением её вдохновенного творческого пути, – вспоминала балерина Наталья Сахновская. – Она готовилась к тому, что он должен быть последним, прощальным и очень торжественным концом её сценической биографии. Однако всё сложилось не так, как ожидали. Неожиданно ворвалась война и смяла славный венец».

Объявление о начале войны 22 июня 1941 года в одночасье перевернуло жизнь всего города, как и всей страны. Была объявлена всеобщая мобилизация, город перешёл на военное положение. Тысячи людей записывались в ополчение. Не остались в стороне и артисты Мариинки.
Уже в первые дни войны десятки сотрудников театра были призваны в ряды Красной Армии. Некоторые артисты, отказавшись от положенной им брони, отправились на фронт добровольцами.

Артисты формируют актёрские бригады, которые выступают на мобилизационных пунктах. Отправляются рыть окопы и противотанковые рвы под Лугой, Гатчиной, Стрельной. «Весь театр мобилизован на работу, имеющую непосредственное отношение к обороне города, – сообщало ленинградское радио. – В ловких руках балерины Галины Улановой и певца Нэллеппа нитка за ниткой плетутся сети и покрываются кустиками мочалы, окрашенной в зелёный и бурый цвета. Это маскировочная сетка. Несколько часов – и вот уже готовы первые маскировочные газоны, которые должны закрыть здания и военные объекты. Они сделаны при участии мастеров театра
Е.В. Вольф-Израэль и П.М. Журавленко».

«Информация о положении на фронтах была противоречивая, неясная, – вспоминала Наталья Сахновская. – Все были уверены, что война закончится через несколько месяцев, и в августе даже объявили об открытии сезона. Была выпущена афиша. Все встрепенулись, вздохнули с облегчением. Намечался сбор труппы. А потом как холодный душ – приказ правительства об эвакуации театра вместе с семьями в город Молотов (Пермь)».

Подробнее читайте в №2/2021 журнала «Тёмные аллеи»

Автор: Виктория Тофина