Египтянин

«Почему, не ознакомясь покороче с монументами Египта, мы как-то со всеобщим предубеждением, с какой-то безотчётной горячкой язычески веруем лишь в то прекрасное, что произвели Греция и Рим, забыв совершенно о его настоящем месте рождения…» – писал архитектор Д.Е. Ефимов. Именно он стал первым российским художником, зарисовавшим с натуры величественные памятники Древнего Египта во время своего путешествия в эту удивительную страну в 1834–1835 годах.

Графические рисунки выпускника Императорской Академии художеств Дмитрия Егоровича (Димитрия Егорьевича) Ефимова (1811–1864) и его литературные записки стали первым в России опытом профессионального обращения к искусству древнеегипетской архитектуры. Известные уже в середине XIX века и высоко оценённые современниками, они затем пропали из поля зрения искусствоведов и учёных, обнаружившись лишь в конце двадцатого столетия. Ещё несколько лет потребовалось специалистам Государственного музея Востока, куда чудесным образом попали эти произведения, атрибутировать их и восстановить по крупицам биографию Ефимова.

До настоящего времени неизвестно даже, как выглядел архитектор. Его портретов не сохранилось. Возможно, он присутствует на групповых портретах выпускников Императорской Академии художеств, но это ещё предстоит выяснить. В то же время сотрудники Музея Востока предполагают, что, возможно, Дмитрий Ефимов изобразил себя в интерьере одного из храмов в Нубии. Такой вывод сделан, поскольку на рисунке у европейца в руках дорожный альбом.

Благодаря Ефимову его современники в России впервые познакомились с древними памятниками Египта, зарисованными с натуры. Он проехал всю страну – от Каира до Абу-Симбела. Во время строительства Асуанской плотины в XX веке часть памятников была перенесена от затопления, часть попала под воду, часть подарена тем странам, которые помогали их спасать. А Ефимов застал их ещё на исторических местах. Он достаточно точно делал обмеры памятников и дорожные зарисовки. Но есть один нюанс: при общей точности деталей в его работах заметно смешение двух традиций – той, которую он увидел, – египетской, и той, которой его учили, в античном духе.

[info]Продолжение читайте в №3/2023 журнала «Тёмные аллеи»[/info]

Автор: Нелли Булгакова

Фото Shutterstock.com