Весной 1886 года в Варшаве в семье чиновника министерства народного просвещения родилась маленькая принцесса. Назвали её Конкордия, что в римской мифологии означало «согласие граждан государства». Это имя как нельзя лучше подошло девочке – в дальнейшем вся её жизнь была связана с поиском согласия и понимания среди разных людей, миров, времён и пространств.

Сплетение судеб

Когда Коре исполнилось 11 лет, у неё умер отец. Жизнь была нелёгкой: мать получала небольшую пенсию и давала уроки иностранных языков – это и были все их средства.

Зато в каком окружении она росла. Её мать была двоюродной сестрой известного народовольца Аркадия Тыркова и Ариадны Тырковой-Вильямс – журналистки, писательницы, феминистки, члена ЦК партии кадетов. Красавица Ариадна покорила сердце писателя-фантаста Герберта Уэллса. С ним произошла удивительная история. Зимой 1914 года мир едва не лишился автора «Человека-невидимки» и «Войны миров». Случилось это недалеко от новгородской деревни Вергежа. Сани, на которых писатель ехал к Ариадне, пытавшись добиться взаимности, провалились в полынью. Уэллса спасли и отогрели, но цели своей он так и не достиг – Ариадна отказала ему.

Аркадий Тырков – тоже человек яркий и неординарный – был сослан в Сибирь по делу Софьи Перовской. Об этой удивительной женщине Конкордия слышала много историй, ведь Софья Перовская приходилась ей двоюродной бабушкой. Такие фантастические родственные сплетения не могли не отразиться на личности Конкордии. Она совершенно чудесным образом влияла на людей, наполняла их энергией и жаждой жизни. Позже в дневниках и воспоминаниях её друзей, товарищей и учеников появятся такие записи:

«Да, мы счастливчики, мы общались с ней, слышали её голос, видели её сверкающие, полные юмора глаза, которые понимали всю суть находившегося перед ней человека. Может быть, не всегда приятно, когда тебя видят насквозь, но доброта, светившаяся в этих глазах, смягчала эти мелкие чувства. И хотя тебя не всегда гладили по головке, ты выходил от Коры Ев­геньевны с таким чувством, будто за спиной крылья».

В 14 лет Конкордия потеряла и маму... Но сильная и целеустремлённая девочка не пала духом. Она окончила гимназию, как и мать, самостоятельно зарабатывая частными уроками. Кора была очень религиозна и чувствовала божественное присутствие, где бы ни находилась. Это чувство привело её в монастырь послушницей. Там-то и произошло первое чудо – проявился божественный дар Конкордии. Она пела в церковном хоре, и её голос выделялся красотой и чистотой на фоне хорового пения. Кора с детства мечтала о сцене и о карьере певицы. Решиться на такой серьёзный шаг, живя в монастыре, было сложно. Встреча с Иоанном Кронштадтским определила судьбу Коры – ей «суждено трудиться в миру».

Кора решила ехать в Санкт-Петербург учиться. Подруги помогли девушке с деньгами, и она поступила на историко-филологический факультет Высших женских курсов, который окончила в 1904 году.

Большая сцена

Сколько испытаний выпало на долю юной Конкордии! Все студенческие годы она зарабатывала на жизнь уроками, ночными дежурствами в редакциях, уходом за больными. Ей предлагали остаться на кафедре философии, но Кора мечтала о сцене. Родители никогда не водили девочку в театр, но пение и музыка тянули её. И Кора принимает решение посвятить свою жизнь искусству.

Уроки пения она брала у профессора Петербургской консерватории И.П. Прянишникова. Стоили они немало, и Коре приходилось много работать. От голода и переутомления девушка буквально валилась с ног и даже попадала в больницу. Бронхиальная астма, приобретённая в то время, так и останется с ней на всю жизнь. Но мечта была сильнее всех испытаний и преград, и в 1907 году она отправилась на пробы в Мариинский театр. И единственная из 160 соискателей прошла конкурс.

В 1908 году Антарова получила приглашение в Большой театр. Почти 30 лет она выступала на главной сцене страны. Уникальный голос Конкордии (контральто) позволял ей исполнять и женские, и мужские партии: Ратмир в «Руслане и Людмиле», Лель в «Снегурочке», Ваня в «Жизни за царя». Она блистала в операх «Русалка», «Пиковая дама», «Евгений Онегин», «Царская невеста», «Садко», «Иоланта», «Князь Игорь», «Демон», «Вертер», «Золотой Петушок»… Но, к сожалению, сохранилась лишь одна запись с её голосом. В 1936 году была записана опера «Евгений Онегин», где Конкордия исполняет небольшую партию няни.

Конкордией восхищались тысячи поклонников, у неё было множество друзей среди знаменитостей. Всегда доброжелательная и открытая, она стала точкой притяжения для людей. Её энергия была настолько сильной, что окружала близких незримым кольцом доброты и мира.

Яркая и благополучная жизнь Антаровой оборвалась резко и трагично – её муж погиб в ГУЛАГе. Конечно, Конкордию уволили из Большого театра. И только то обстоятельство, что сам Сталин – глава Советского государства, любивший слушать Антарову, лично поинтересовался, куда же пропала любимая певица, вернуло её на сцену.

Но бронхиальная астма уже не давала петь в полную силу. Ещё некоторое время Антарова выступала с концертами, но это становилось для неё всё труднее и труднее. И ей пришлось покинуть сцену...

Но у Конкордии Евгеньевны была одна великая тайна. Значительная часть её жизни оставалась за кулисами. Философия, эзотерика, теософия – то сокровенное, в чём она видела особый смысл, чувствовала другие измерения...

Продолжение читайте в №3/2022 журнала «Тёмные аллеи»

Автор: Ольга Камкина