Человек, которого знали все и о котором ничего, по сути, не известно

1 звезда2 звезды (Пока оценок нет)
Загрузка...

Первым, кого Россия выдвигала на роль национального поэта, был «человек-загадка» – Иван Андреевич Крылов. Поэт Батюшков назвал его литератором редкой судьбы.

ЛУЧШИЙ МАТЕМАТИК СРЕДИ ПОЭТОВ

Жил он давно, в XVIII веке, писал басни, из которых мы храним всю жизнь немало крылатых фраз. Зачастую даже не помня, в каких именно крыловских баснях они родились. Просто щеголяем своей «начитанностью»: «а Васька слушает да ест», «услужливый дурак опаснее врага», «сильнее кошки зверя нет», «Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку», «хоть видит око, да зуб неймёт», «в семье не без урода»…

Частенько называем его «дедушкой Крыловым». Порой не ведая, что обращение это впервые появилось в поздравительном стихотворении князя Петра Вяземского, написанного в дни празднования 75-летнего юбилея самого Крылова и 50-летнего юбилея его литературной деятельности. Надо заметить, что этот князь Вяземский десятилетием ранее написал о будущем юбиляре совсем иные слова: «Как ни говори, а в уме Крылова есть всё что-то лакейское: лукавство, брань из-за угла, трусость перед господами, всё это перемешано вместе». Неужто и впрямь таким был «дедушка»?

К сожалению, даже в школе не рассказывают нам о том, каким человеком был Иван Андреевич Крылов, чем занимался помимо того, что сочинял басни, как складывалась его жизнь. Зато всезнайка интернет готов любого напичкать анекдотами о нём. По большому счёту о Крылове и впрямь известно немного. Кажется, он сам приложил к этому руку: сделал всё, чтобы набросить на своё житьё-бытьё этакую маскировочную накидку. Отчего оно полно загадок. Первая среди них – где и когда он родился? Может, в Астрахани, может, в Москве. То ли в 1769-м, то ли в 1768-м, по другим сведениям, так и вовсе в 1766 году Самое яркое воспоминание детской памяти Вани Крылова – это как уральские казаки на замёрзшей реке бьют баграми в прорубях рыбу. Незабываемая картина – весёлые крики, чёрные тулупы на белом снегу.

Почему из множества других сохранилась именно эта сцена? Кто его знает. Но сохранилась. Если, конечно, он её не придумал. Другое раннее воспоминание Крылова связано с матерью: та, спасая ребёнка от наступающих пугачёвцев, везёт его в большом глиняном горшке (корчаге) из Яицкой крепости, где отец, драгунский капитан, служил помощником коменданта, в Оренбург. Были ли родители Ивана Крылова одарены, увлечены чем-то, прививали ли своим детям полезные качества? Можно только догадываться. Известно, что образование Иван Крылов получил скудное. Но, много читая с самого детства, стал одним из самых просвещённых людей своего времени. Однако когда и как проявилось увлечение Ивана Крылова чтением, позже переросшее в любовь к литературе? Остаётся загадкой.

В Тверь переехал с родителями, отец здесь стал председателем Тверского губернского магистрата, был тогда такой орган губернского управления. После неожиданной и скоропостижной смерти Андрея Прохоровича вдова с сыновьями перебралась в Петербург и в конце 1782 года обосновалась в слободе Измайловского полка – районе на окраине (между рекой Фонтанкой и Обводным каналом), где обычно селились солдатские семьи, офицеры, что победнее, небогатые торговцы да всякого рода «отставные» и заезжие провинциалы.

В столице для 14-летнего Ивана нашлось место мелкого чиновника с нищенским жалованьем (25 рублей серебром в год) в Петербургской казённой палате. Ничего привлекательного в жизни канцеляриста не было. Зато после провинциальной Твери столичный Петербург поразил Крылова и увлёк своей яркой театральной, музыкальной и литературной жизнью. На первом месте среди его увлечений – театр. Рождается мечта стать литератором. Почему именно литератором? Кто ж его знает. Но он садится писать комедию в стихах «Кофейница».

Пишет по впечатлениям от знакомых тверских дворянок и чиновниц. В центре комической оперы модный в ту пору жанр: провинциальная помещица-крепостница Новомодова, вздорная, грубая и несправедливая, жадная и самоуправная особа, желающая слыть модной и любящей развлечения. Что довелось видеть в Твери, о том и написал. Почти два года ушло на создание первой комедии. В печати или на сцене она так и не появилась. Но гонорар автор всё же за неё получил. О том, как это было, рассказал П. Плетнёв, оставивший воспоминания о первых годах пребывания Крылова в Петербурге:

«В Санкт-Петербурге жил иностранец Брейткопф. Он содержал здесь типографию, торговал книгами и занимался музыкою как страстный её любитель и знаток. К нему решился обратиться Крылов со своею «Кофейницею». Опера, которой слова сочинены ребёнком, показалась доброму Брейткопфу любопытным явлением. Он согласился купить её и предложил автору в вознаграждение 60 рублей. Крылов не соблазнился деньгами: он взял от него столько книг, сколько их приходилось на эту сумму».

Приход начинающего литератора именно к Брейткопфу – загадка Крылова. А вот и ещё одна: воодушевлённый молодой автор пишет новую комическую оперу – «Бешеная семья». За неё он получил от театрального комитета поручение перевести с французского оперу «L’Infante de Zamora» («Инфанта Заморы»). В 1786 году «Инфанта Заморы» в его переводе попадает на сцену, что ещё больше его воодушевляет.

Крылов был чрезвычайно одарённым от природы человеком, настойчиво и упорно, а главное, постоянно занимался самостоятельным изучением литературы, математики, французского и итальянского языков, истории европейского музыкального искусства. Занятия математикой служили ему неплохой гимнастикой для ума. Был ли он хорошим математиком – ещё вопрос. Но что он был лучшим математиком среди поэтов – несомненно. А это куда лучше, чем, занимаясь литературой, слыть лучшим поэтом среди математиков. Впрочем, недостатки отрывочного образования сказывались впоследствии. Известно, что Крылов всегда оставался слаб в орфографии, даже тогда, когда с годами приобрёл прочные знания и широкий кругозор.

Но тогда до совершенствования ли в образовании ему было. В 17 лет Иван Крылов лишился матери, и на его плечи легли заботы о брате Льве, который был младше на 8 лет, о нём он и дальше будет постоянно заботиться, как отец о сыне (тот в письмах и называл его обыкновенно «тятенькой»). Стоит ли удивляться, что на смену комедиям пришли трагедии. В течение двух лет он пишет одну за другой две трагедии. Но успеха они не приносят.

Александр Разумихин

Продолжение читайте в №6/2019 журнала «Тёмные аллеи»

 

 
 
 
Оставьте ваши комментарии
Комментировать
 



 
 
Новости
 
Яндекс.Метрика