Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой очень любил музыку, она была частью его жизни, сильно воздействовала на его творческую натуру. Иногда он даже плакал, когда слышал свои любимые произведения.
- Лев Толстой с дочерью Александрой Львовной за роялем. Акварель И. Репина с автографической подписью художника «Илья Репин. Август 1908 г.» Рисунок был сделан Репиным во время пребывания в Ясной Поляне в сентябре 1907 г.
«Чего хочет от меня эта музыка?» – воскликнул как-то Толстой, находящийся под впечатлением от прослушивания шедевров мировой классики.
Музыка для Толстого была не искусством, а самой жизнью, которую он переживал, как бы пропуская через себя музыкальную гармонию. Отсюда и столь резкие, полярные и подчас необъективные оценки музыкальных произведений. Ведь эти оценки – результат проживания, переживания, прочувствования мелодии, поиска гармонии, к которой всегда стремилась душа Толстого. И претензии к музыкальному творению предъявлялись исключительные, они – музыкальные произведения – должны были максимально полно, подлинно отражать жизнь человеческой души... Конечно, многое зависело и от настроения Толстого, который высказывал разные, иногда противоречащие друг другу высказывания о творчестве тех или иных композиторов. Но в своих основных эстетических установках он был неизменен, последовательно отражая на протяжении десятков лет примерно одни и те же взгляды о сущности музыкального искусства.
Музыкальные произведения упоминаются во многих творениях Толстого. Можно вспомнить повести «Детство», «Альберт», «Семейное счастие», «Крейцерова соната», романы «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение», драму «Живой труп» и другие произведения. Многие шедевры писателя послужили источником для создания музыкальных произведений, достаточно назвать оперу С.С. Прокофьева «Война и мир». Имя Толстого тесно связано со многими великими музыкантами эпохи. Изучая эту тему, поневоле приходишь к выводу, что он находился в центре музыкальной жизни России того времени. Он был знаком с П.И. Чайковским, братьями А.Г. и Н.Г. Рубинштейнами, Н.А. Римским-Корсаковым, С.И. Танеевым, А.Н. Скрябиным, С.В. Рахманиновым... Для Толстого играли пианисты А.Б. Гольденвейзер, К.Н. Игумнов, И. Гофман, скрипачи М.Г. Эрденко, Б.О. Сибор, А.Я. Могилевский и другие известные исполнители. Некоторые специально приезжали в гости к Толстому, чтобы порадовать музыкой великого писателя.
Говоря об отношении Толстого к музыке, к творчеству великих композиторов и к отдельным музыкальным произведениям, вспоминаются слова Гольденвейзера, который тонко заметил, что не все выдающиеся музыкальные творения нравились Толстому, но зато то, что вызывало его восторг, принадлежит действительно к лучшим образцам мировой музыкальной культуры. Толстой любил музыку разных стилей и эпох. Писателю нравились и композиторы XVI–XVII веков, и представители венской классической школы (Й. Гайдн, В.А. Моцарт, Л. ван Бетховен), и ранние романтики, среди которых он особенно выделял польского композитора Фридерика Шопена.
В трактате «Что такое искусство?» Толстой, рассуждая о свойствах тех произведений «истинного» искусства, которые всегда будут по-особому воздействовать на душу слушателя, читателя, зрителя, писал о принципе заразительности, суть которого заключалась в непосредственной передаче настроения, чувства художника тому, кто воспринимает произведение искусства. Известно, что писатель и сам всегда стремился к подобной заразительности и, по мнению читателей многих его творений, достигал её.
Автор: Юрий Прокопчук