Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой очень любил музыку, она была частью его жизни, сильно воздействовала на его творческую натуру. Иногда он даже плакал, когда слышал свои любимые произведения.

 

«Чего хочет от меня эта музыка?» – воскликнул как-то Толстой, находящийся под впечатлением от прослушивания шедевров мировой классики.

Музыка для Толстого была не искусством, а самой жизнью, которую он переживал, как бы пропуская через себя музыкальную гармонию. Отсюда и столь резкие, полярные и подчас необъективные оценки музыкальных произведений. Ведь эти оценки – результат проживания, переживания, прочувствования мелодии, поиска гармонии, к которой всегда стремилась душа Толстого. И претензии к музыкальному творению предъявлялись исключительные, они – музыкальные произведения – должны были максимально полно, подлинно отражать жизнь человеческой души... Конечно, многое зависело и от настроения Толстого, который высказывал разные, иногда противоречащие друг другу высказывания о творчестве тех или иных композиторов. Но в своих основных эстетических установках он был неизменен, последовательно отражая на протяжении десятков лет примерно одни и те же взгляды о сущности музыкального искусства.

Музыкальные произведения упоминаются во многих творениях Толстого. Можно вспомнить повести «Детство», «Альберт», «Семейное счастие», «Крейцерова соната», романы «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение», драму «Живой труп» и другие произведения. Многие шедевры писателя послужили источником для создания музыкальных произведений, достаточно назвать оперу С.С. Прокофьева «Война и мир». Имя Толстого тесно связано со многими великими музыкантами эпохи. Изучая эту тему, поневоле приходишь к выводу, что он находился в центре музыкальной жизни России того времени. Он был знаком с П.И. Чайковским, братьями А.Г. и Н.Г. Рубинштейнами, Н.А. Римским-Корсаковым, С.И. Танеевым, А.Н. Скрябиным, С.В. Рахманиновым... Для Толстого играли пианисты А.Б. Гольденвейзер, К.Н. Игумнов, И. Гофман, скрипачи М.Г. Эрденко, Б.О. Сибор, А.Я. Могилевский и другие известные исполнители. Некоторые специально приезжали в гости к Толстому, чтобы порадовать музыкой великого писателя.

Говоря об отношении Толстого к музыке, к творчеству великих композиторов и к отдельным музыкальным произведениям, вспоминаются слова Гольденвейзера, который тонко заметил, что не все выдающиеся музыкальные творения нравились Толстому, но зато то, что вызывало его восторг, принадлежит действительно к лучшим образцам мировой музыкальной культуры. Толстой любил музыку разных стилей и эпох. Писателю нравились и композиторы XVI–XVII веков, и представители венской классической школы (Й. Гайдн, В.А. Моцарт, Л. ван Бетховен), и ранние романтики, среди которых он особенно выделял польского композитора Фридерика Шопена.

В трактате «Что такое искусство?» Толстой, рассуждая о свойствах тех произведений «истинного» искусства, которые всегда будут по-особому воздействовать на душу слушателя, читателя, зрителя, писал о принципе заразительности, суть которого заключалась в непосредственной передаче настроения, чувства художника тому, кто воспринимает произведение искусства. Известно, что писатель и сам всегда стремился к подобной заразительности и, по мнению читателей многих его творений, достигал её.

Продолжение читайте в №3/2022 журнала «Тёмные аллеи»

Автор: Юрий Прокопчук