В советской историографии слово «диссидент» накрепко связано с именами оппонентов советской власти Андрея Сахарова, Елены Боннэр, Александра Солженицына, Натальи Алексеевой, Валерии Новодворской и других так называемых «правозащитников».

Мало кто знает, что задолго до появления диссидентства в СССР на Западе были свои диссиденты с ещё более громкими фамилиями. И первым из них был... Чарли Чаплин! Да-да, именно Чарли Чаплин – первый диссидент в мире! В 1952 году администрация Соединённых Штатов Америки объявила его диссидентом и вынудила выехать за пределы США.

Правда, тому предшествовала не только его критика американской внутренней политики, но и личные этические установки, коими великий комик руководствовался всю свою сознательную жизнь, пренебрегая церковными постулатами и общепринятой человеческой моралью.

Величайший маэстро, коим был Чарли Чаплин, выпустивший на экраны мира такие шедевры, как «Золотая лихорадка», «Огни большого города», «Новые времена», «Великий диктатор», «Месье Верду», «Огни рампы», в 1951 году вдруг заинтересовал высших клевретов протестантской церкви США – одной из господствующих конфессий страны.

Они инкриминировали ему многожёнство, неразборчивость в установлении интимных отношений с женщинами, наконец, совращение малолетних.

Кем была инспирирована эта кампания, до сих пор не выяснено. Подозрение падает на ФБР, но прямых доказательств тому нет. Как бы то ни было, вопрос о Чарльзе Спенсере Чаплине, гражданине США, рассматривался на самом высоком уровне – в Конгрессе.

И что же? Чарли Чаплину спецкомиссия Конгресса инкриминировала ещё и разжигание расовой ненависти! А всё потому, что Чаплин неоднократно в ведущих СМИ Соединённых Штатов публично обвинял правительство в разжигании антисемитских настроений и в потворствовании действиям ку-клукс-клана.

Судебные тяжбы, при всём том, что Чаплин привлёк к процессу самых видных адвокатов Северной Америки, не увенчались успехом.
В 1952 году Чарли Чаплин со своей женой Уной и многочисленными отпрысками вынужден был покинуть Соединённые Штаты.

Подробнее читайте в №6/2021 журнала «Тёмные аллеи»

Автор: Игорь Атаманенко