Минувший двадцатый век называют по-разному: атомный, космический, компьютерный. Но ещё это и век авиации. 14 декабря 1903 года американец Вильбур Райт впервые поднял в воздух над песчаными дюнами местечка Китти-Хоук свой аэроплан с бензиновым двигателем. Полёт продолжался всего три с половиной секунды, но этого было достаточно, чтобы авиационная лихорадка охватила земной шар. Создаются авиационные заводы и лётные школы, учреждаются призы за рекорды дальности, высоты, продолжительности полёта. Вскоре и в России появляются аэропланы, лётчики и… лётчицы, которых тут же окрестили авиатриссами.

Самой первой россиянкой, поднявшейся в небо на аэроплане в качестве пилота 110 лет назад, в августе 1911 года, стала Лидия Виссарионовна Зверева. Что мы знаем о ней?

Она родилась в 1890 году в семье генерала, известного героя русско-турецкой войны 1877–1878 годов Виссариона Ивановича Зверева. Первый свой полёт Лида совершила ещё в детстве – съехала с крыши сарая, держась за обычный зонтик. Полёт завершился падением в крапиву и родительским внушением. Но спустя несколько лет Лида с разрешения отца уже поднималась на аэростатах в крепости Оссовец и строила модели летательных аппаратов. Генерал всячески поддерживал свою младшую дочь в её увлечении.

После окончания московского Мариинского института благородных девиц, переехав с отцом, переведённым в гвардию, в Санкт-Петербург, она в апреле-мае 1910 года с восхищением наблюдала за не виданными ещё в России состязаниями авиаторов, проходившими над Коломяжским ипподромом.

Принимала участие в этих состязаниях и знаменитая французская баронесса Раймонда де Ларош – первая в мире женщина, получившая диплом пилота. Для тогдашней России её приезд был неслыханной сенсацией. Здесь уже знали женщин-врачей, адвокатов, учёных, успешно выступали представительницы слабого пола на ледяных дорожках, участвовали в велосипедных и автомобильных гонках. Но авиация была монополией мужчин. Женщина за рулями аэроплана – было от чего прийти в изумление!

Лида Зверева мечтала пойти по стопам баронессы де Ларош. Но где можно было научиться летать? Лётных школ в России ещё не существовало, первые наши авиаторы учились во французских лётных школах. Ехать во Францию? Родители ни за что не отпустили бы дочь за границу.

К счастью, в ноябре 1910 года в Гатчине открылась частная авиационная школа «Гамаюн», владельцем которой был
С.С. Щетинин – основатель «Первого русского товарищества воздухоплавания». Лидия Зверева поспешила записаться в эту школу, оказавшись в числе первых трёх её учеников. Она внесла 400 рублей за обучение и 600 рублей – на случай поломок аэроплана и с июня 1911 года приступила к учебным полётам на видавшем виды «Фармане-4».

Генерал Зверев скрепя сердце разрешил дочери заниматься сугубо мужским и крайне рискованным по тем временам делом. Ведь только к концу 1910 года в мире погибли 34 лётчика и 6 аэронавтов, число же пострадавших в авариях вообще было огромно. «Ужасный случай на аэродроме», «Гибель авиатора», «Тяжёлая авария при спуске» – заголовки подобного рода не сходили с газетных полос.

Но опасность не пугала Лидию. 15 июня 1911 года она впервые поднялась в воздух в качестве ученика. Закрытой кабины у «Фармана» не было. Инструктор сидел у самого переднего края нижней плоскости, на сиденье, напоминающем лукошко. Его правая рука лежала на ручке управления рулём высоты, а ноги ставились на педали руля поворота, расположенные ниже крыла. Позади инструктора в таком же «лукошке» устраивался ученик.

Инструктором, поднявшим Звереву в небо 15 июня 1911 года, был 23-летний студент Петербургского технологического института Владимир Слюсаренко. Он несколько раньше Лидии начал полёты в школе и получил предложение остаться в ней инструктором. Совершая первый полёт с Лидией, Владимир ещё не был дипломированным авиатором и только на следующий день сдал экзамен на звание пилота, получив диплом Всероссийского аэроклуба за номером 23.

Молодой инструктор был доволен своей ученицей. Лидия летала уверенно, смело, а главное, с огромным желанием. Её успехи в лётном деле были несомненны, и доказательством тому явилось приглашение Петербургского аэроклуба принять участие в грандиозном по тем временам перелёте в Москву.

Подробнее читайте в №4/2021 журнала «Тёмные аллеи»

Автор: Александр Пронин