Vasnetsov_Bapt_Vladimir_fresco_in_Kiev (1)
Крещение Владимира. В. Васнецов. 1885—1893 гг.

Православная Церковь различает несколько «видов» святости: мученики (в том числе великомученики и страстотерпцы), исповедники, преподобные, праведные, блаженные, святители и равноапостольные. То есть равные по своему служению и жизни апостолам. Таких святых совсем немного. И великий князь Киевский Владимир вместе с княгиней Ольгой, своей бабкой, — из их числа.

 Выбор веры

Когда мы говорим о князе Владимире и его времени, мы словно погружаемся в какую-то поистине легендарную древность, где быль и вымысел переплелись настолько слитно, что отделить одно от другого очень трудно. Поэтому неудивительно, что реальный киевский князь в народных былинах превращается в князя Владимира Красное Солнышко. И всё его время мифологизируется, становясь золотым веком Древней Руси.

Безусловно, князь Владимир один из самых известных «персонажей» и нашей истории, и нашего фольклора, и нашей святости. Дата его канонизации неизвестна, но уже в XIV веке его повсеместно почитали как святого.

А вот дата его смерти известна точно — 15 июля по старому стилю, или 28 июля — по-новому, день, когда наша Церковь отмечает не только память этого святого, одного из первых русских святых, но и сам День Крещения Руси. В этом году исполняется 1000 лет со дня преставления святого равноапостольного великого князя Владимира Святославича, и это событие опять возвращает нас к той днепровской купели, где крестились древние русы, купели, единой теперь для трёх братских народов: русских, украинцев и белорусов.

В одной из своих проповедей, произнесённых в День памяти святого равноапостольного князя Владимира, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, размышляя о том: «Почему же и в XXI веке в Москве, современном мегаполисе, мы собираемся для того, чтобы прославить имя равноапостольного князя Владимира? Что из созданного князем Владимиром дошло до нашего времени?», заметил: «Кажется, что немного. Материальная культура практически не сохранилась в том виде, в каком создавалась при князе Владимире. О жизни наших средневековых предков мы можем судить лишь по немногим и обычно более поздним образцам. А что же в полной мере дошло до нас от князя Владимира, без какого-либо разрушения и изменения? Вера православная».

Слово «вера» сопровождает всю жизнь Крестителя Руси. Один из самых замысловатых и таинственных эпизодов его жизни — знаменитый «выбор веры»,которому предшествовало «испытание вер».

Учёные спорят до сих пор о том, в какой степени эта история имела место в действительности. Потому что схожие сюжеты мы находим в житиях других святых и даже в скандинавских сагах, в которых, кстати, князь Владимир Святославич фигурирует неоднократно. Князю предстояло выбрать между исламом, иудаизмом, западным христианством (напомним, что в 988 году христианская Церковь ещё не была формально разделена) и христианством греческого, византийского образца.

И что самое примечательное, главный аргумент и главный принцип, по которому была выбрана наша вера, — эстетический. «Не ведаем, где были — на земле или на небе», — сказали князю потрясённые красотой византийского обряда его послы. Через девять столетий Достоевский со своей знаменитой формулой «Красота спасёт мир», собственно, продолжит историю выбора веры вслед за князем Владимиром. В черновике романа «Идиот» он напишет даже более определённо: «Красота Христа спасёт мир». Да, она уже спасла однажды наш русский мир, когда, стоя перед князем Владимиром и «отчитываясь об увиденном», его послы рассказали, что увидели в сказочном Царьграде — Константинополе. Мы выбрали Православие, и это был поистине «цивилизационный» (по слову Святейшего Патриарха Кирилла) выбор Руси.

Чувство прекрасного, наверное, свойственно всем народам. Это дальний отзвук небесной гармонии, утраченной падшим человеком. Но, мнению академика Лихачёва, красота как основополагающий принцип бытия в высшей степени присущ русскому человеку с древних времён.

И именно благодаря князю Владимиру нам открылась красота православного богослужения, которая и сейчас не может не захватывать тех, кто к ней прикасается.

Vladimir_I_of_Kiev
Великий князь Владимир Святославович

 Имя — владетель мира

Насколько главное деяние великого князя Владимира — Крещение Руси — было его собственным сознательным выбором? Каким был он — просветитель Руси светом Христовым?

Как это ни странно, жизнь князя Владимира, удалённая от нас более чем на тысячу лет, известна не менее чем жизнь некоторых знаменитых личностей ХIХ или ХХ века. Конечно, в общих чертах, мы не знаем психологических мотиваций его поступков, его сомнений и расчётов.

Родители будущего крестителя Руси — князь Киевский Святослав Игоревич и его наложница Малуша (хотя некоторые считают её законной женой). Если с отцом, воинственным князем Святославом, всё более или менее ясно, то личность Малуши вызывает споры у историков. Летописи называют её то «ключницей», то «милостивицей» (любимицей, фавориткой) княгини Ольги, матери Святослава. Некоторые исследователи называли её пленной княжной, дочерью разбитого Ольгой древлянского князя Мала. Но, во всяком случае, представление об униженном, рабском положении матери Владимира было у всех исследователей. Именно этим объясняли они отказ гордой полоцкой княжны Рогнеды выйти замуж за князя. «Не хочу робичича разути», то есть «не хочу разуть (по свадебному обряду) сына рабыни».

Так относилась к нему не одна она. Потому детство и юность князя Владимира, наверное, не были лучезарными. Хотя о том, что его предназначали к княжескому служению, говорит имя, которое он получил при рождении. Это княжеское имя — Владимир, владетель мира. Ведь, строго говоря, в языческом государстве, где многожёнство было в порядке вещей, дети от наложниц обладали теми же правами, что и законные жёны.

Что стало с Малушей — неизвестно. Некоторые историки считают, что она приняла крещение в Константинополе, вместе со своей свекровью, княгиней Ольгой. 

А юный князь Владимир воспитывался дядей, братом Малуши Добрыней, возглавлявшим княжескую дружину и  под присмотром бабки -  первой  царственной  христианки на Руси. Известно, что под присмотром бабки — княгини Ольги, первой царственной христианки на Руси, его воспитывал дядя, брат Малуши, Добрыня, возглавлявший княжескую дружину. Почему же не крестился Владимира в детстве? Трудно ответить на этот вопрос. Видимо, мужское влияние, влияние воинской дружины во главе с Добрыней было традиционно сильнее женского. Хотя в то время, как и до крещения княгини Ольги, в Киеве было немало христиан: прежде всего византийцев, которые вели торговлю с Киевской Русью. Ныне известно, что уже в середине Х века появляются христиане и среди русской знати. Об этом говорят кресты, найденные в захоронениях той эпохи. Так что, Русь уже была готова к судьбоносному своему перевороту. А молодой князь Владимир?

После смерти своего отца Святослава, двадцатилетний Владимир, устраняет конкурентов на Киевский отчий престол. Он, — как пишет Карамзин, — «с помощью злодеяния и храбрых варягов овладел государством; но скоро доказал, что  родился быть Государем великим».

Русичи к этому времени уже прославились своей храбростью и воинским искусством. Князь Владимир присоединяет Червонную Русь — Галицию, усмиряет бунт вятичей, завоёвывает «страну Ятвягов» — предков латышей и литовцев, распространяет свои владения до самого Балтийского моря, а также успешно воюет с печенегами и камскими булгарами... Как замечает тот же Карамзин: «Владимир, вместе  со многими героями древних и новых времён, любя жён, любил и войну». Таковы были языческие времена.

Наталья Ярцева

Продолжение читайте в №03, 2015  журнала «Тайны и преступления»

Теги: ,