Куда уходит лестница?
Недаром с некоторых пор вошло в моду устраивать выставку одной картины. Когда зал наполнен десятками эскизов к ней, а в витринах выложены дневники и письма художника, проливающие свет на его замысел, произведение искусства становится чем-то большим, чем кажется нам по незнанию на первый взгляд.
Эпоха Возрождения дала цивилизации художников, которые одновременно были смелыми естествоиспытателями – исследователями окружающего мира. Не потому ли многие работы немецкого живописца и графика Альбрехта Дюрера (1471–1528) хочется разглядывать в мелочах и разгадывать, как ребусы?
Одна «Меланхолия» достойна целой лекции! …Отчего так обречённо грустит на гравюре крылатый Гений? Не помогает даже венок из водяного кресса – лекари в те времена врачевали им меланхолию, которая в их понимании связывалась с иссохшей землёй.
Зритель со склонностью к математике сразу заметит над головой Гения магический квадрат 4х4 – первый в европейском искусстве. Его составил Дюрер. Сумма чисел по вертикали, горизонтали и даже в каждой четверти составляет 34. Два средних числа внизу образуют год создания гравюры – 1514-й. (В книге Дэна Брауна «Утраченный символ» профессор Лэнгдон с помощью квадрата Дюрера расшифровывает секрет масонской пирамиды.)
Камень затейливой формы – так называемый многогранник Дюрера – до сих пор предмет спора математиков. Не говоря уже о том, что на его светлой плоскости вырисовывается чьё-то лицо.
Не помогли Гению в познании мира разбросанные рубанок, пила, молоток, щипцы, линейка… В стылом равновесии замерли весы. Не шелохнётся, свернувшись в клубок, собака.
Лишь песчинки беззвучно падают в песочных часах да булькает что-то в забытом на огне тигеле. Да огненная комета несётся к Земле. Да пухленький Путто, сидящий на мельничном жёрнове, заносит что-то на табличку – не то задачку решает, не то записывает ход истории…
К поясу Гения подвешены ключи и кошелёк – значит, он наделён властью и богатством. Но зачем? В отрешённой задумчивости он машинально вертит в руках циркуль. Книга у него на коленях давно защёлкнута на застёжку. Человеческий разум, который превознесла его эпоха, не всесилен! А лестница, ведущая вверх, не будет иметь вершины. Как и море, уходящее в бесконечность.
«Постигнуть истинную сущность всех вещей» – такую задачу ставил перед собой Дюрер в жизни. Но этой гравюрой он дал понять: несмотря на все честные старания, тайны природы для художника непостижимы.
[info]Подробнее читайте в №4/2021 журнала «Тёмные аллеи»[/info]
Автор: Николай Румянцев