Удивительное есть место в русской земле, где «зимой ли в стужу, в лето ли – неслетьё с бела до тёмки маскалит Белая Коровушка по небесной глобке».

На крайнем западе Ярославской области бежит-спешит небольшая речка Кадка. От истока до устья всего 57 километров. Таких речек-невеличек не счесть у нас на Руси. Но Кадка дала имя целой сельской местности по её берегам – волости Кадка. А значит, всё-таки это необыкновенная речка! Ведь от неё пошло название не только волости, но и жителей, её населяющих, – кацкарей.

Волость Кадка впервые упоминается в завещании великого князя московского Василия Тёмного в 1461 году, а с 1575 года, со времён Ивана Грозного, кацкие поречины получают другое название – Кацкий стан.

Сто лет назад в него входило 130 деревень, в которых проживало больше двадцати тысяч человек. Жители были зажиточными: в сёлах числилось 11 каменных церквей, 22 мельницы, 14 кузниц, 11 маслобоен, 6 сыроварен, 27 школ, библиотека  и больница. А уж торговых заведений – не сосчитать!  Но и сегодня сохранилось 40 сёл, центральное из которых – Мартыново.  До сих пор здесь существует колхоз «Верный путь», издаётся собственный журнал «Кацкая летопись», который призван сохранять кацкий диалект и традиции.

Кацкари люди русские, да непростые. Сами себя называют кацкарями, а всех остальных – «заволосные», то есть живущие в другой волости. Кацких диалектных слов около двух тысяч. И если «бахорить по-кацкие, заволосные не больнее и смустят, про што разговор». Кацкий фольклор очень богат «прибайками» (небольшими стихами), которые все сочиняют просто на ходу, «укоронами» (преданиями, мифами) и «коменничаньями» –  пьесами деревенского театра.

Суть коменничанья – кратко и смешно на кацком диалекте рассказать о каких-нибудь актуальных деревенских событиях. При этом актёры обязательно меняются ролями – женщины переодеваются в мужское платье и наоборот, что само по себе уже всех веселит. Такие ряженые всегда присутствовали на свадьбах и всех деревенских праздниках, отгоняя от жителей злых духов.

Приезжающих гостей кацкари называют не заезженным словом «туристы», а ласково «гляженные». И ведь это правильно – для чего мы приезжаем к ним? Поглядеть на житьё-бытьё, о котором мы, городские жители, часто вообще не имеем понятия. А ведь у кацкарей столько особенностей и в быту, и в хозяйстве. Мартыново – не просто этнографический музей. Здесь до сих пор проживают только коренные жители, никаких дачников!

В большой избе экскурсия плавно перетекает из сеней  в горенку, потом в куть, в каморку, на гандарею, на повети, в подсенницу, на двор и одворицу и в арбан – и всюду старинный кацкий быт.

В целом он сходен с бытом среднерусского крестьянина, но внимательный глаз найдёт и отличия. Только здесь можно увидеть обрать (льняную кацкую уздечку), громотуху (погремушку из бычьего пузыря) и множество других оригинальных кацких вещей. И всё это сопровождается интересными и забавными историями местных жителей, которые приводят воспоминания своих дедушек и бабушек.

Оказывается, деревенские девочки с пяти лет начинали готовить себе приданое. К свадьбе нужно было наткать, нашить и навязать его целый пуд! Будущая свекровь периодически приходила и взвешивала рукоделие. Чтобы её обмануть, ушлые девицы мочили белье, подкладывали в него камни и даже занимали недостающее у подружек. Парни свои первые сапоги получал только тогда, когда собирались жениться. Обувь  очень берегли и в соседнее село на танцы ходили босиком, неся в узелке и сапоги, и белую рубашку.

Чтобы познакомиться с домашними животными, нужно заглянуть на деревенское подворье. Какая радость увидеть здесь лошадей, овечек и огромного рогатого козла Филю (названного так, кстати, в честь Киркорова). Большая рыжая корова Рыня  влажными губами бережно берёт с моей ладони кусок белого хлеба и благодарно смотрит добрыми глазами. В Мартынове, как поётся в весёлой песенке, живут ровно 33 коровы!

Можно сказать, что это животное для кацкарей священное, коровы считаются младшими сёстрами. И неудивительно – основной кацкий миф именно о Белой Корове, которая олицетворяет солнце, и самую крепкую клятву «обязательнё бают на Сонце-Белоей Корове».

В селе старались иметь хотя бы одну такую корову. И смотрели: если она возвращается с пастбища впереди стада, то жди хорошей погоды, а дела будут спориться. Поэтому самое главное кацкое пожелание звучит так: «Пусть к тебе примаскалит (придёт) Белая Корова!» Что мы тоже желаем нашим читателям. И сами приезжайте в гости к кацкарям, они будут вам очень рады.

Юлия Антоновская

Фото автора

Теги: , , ,