Вязьма. Небольшой старинный город в Смоленской области. В самом его центре, на берегу неторопливой речки, давшей в незапамятные времена имя поселению, находится Богородицкий храм. В нём расположился историко-краеведческий музей, богатые коллекции которого расширяют границы наших знаний об истории России.

Многие экспонаты музея явились на свет Божий буквально из недр матушки-земли. В ходе недавних археологических раскопок, помимо остатков городских деревянных мостовых, осколков керамики и бусин, других бытовых предметов исследователи прошлого нашли деревянный гроб-колоду. Он выдолблен из огромного цельного дерева! Его прекрасная сохранность просто поражает: кажется, будто это изделие было выполнено безымянным мастером совсем недавно.

Крайне любопытным является и внешне ничем не примечательный, возрождённый в буквальном смысле слова из осколков небытия кропотливым трудом реставраторов вазон середины XVII столетия. Он относится ко времени многомесячного пребывания «тишайшего» правителя Руси Алексея Михайловича с царственным семейством и патриархом в Вязьме из-за морового поветрия –  чумы в Москве.  Кстати, этот древнейший уличный горшок для выращивания цветов на Руси является единственным из найденных к настоящему времени.

Огромное, почти в человеческий рост колесо от пушечного лафета также нашли в земле. Точнее – в песчаном карьере, где его подцепил ковш экскаватора. Это уже привет двухвековой давности: в Вязьме прошло одно из ключевых сражений Отечественной войны 1812 года.

Необычайно интересен и отдел, посвящённый вяземским пряникам. Каких тут только нет печатных пряничных досок, просто глаза разбегаются от разнообразия форм, размеров и рисунков. Кстати, именно пряники из этого старинного купеческого города, отличавшиеся необыкновенным вкусом и буквально таявшие во рту, уверенно держали пальму первенства среди подобных сладостей по популярности и распространению на необъятных просторах Российской империи на рубеже XIX–XX столетий.

Отменное качество вяземских пряников неоднократно упоминалось многими представителями русской литературы «золотого» и «серебряного» веков. Уже в наши дни на местном хлебокомбинате было возрождено производство знаменитых вяземских пряников, ставших одним из брендов-символов этого города. 

Витрины, стенды и залы местного музея рассказывают о многих известных гражданах нашей страны, чья жизнь, судьба и творчество так или иначе были связаны с Вязьмой. Это и великолепный актёр кино и театра Анатолий Папанов, не только родившийся и проживший здесь первые восемь лет своей  жизни, но и сохранивший до конца дней тесную связь с городом. Светлана Савицкая, вторая в истории человечества женщина-космонавт, и первая женщина, вышедшая в открытый космос. Она проходила в начале 70-х годов прошлого века лётную подготовку в местном учебном авиационном центре ДОСААФ и теперь в центре города на постаменте возвышается реактивный истребитель,  которым управляла  будущая героиня. Но особенный герой Вязьмы – генерал-лейтенант Михаил Ефремов, павший смертью храбрых, но не сдавшийся врагу в  кровопролитнейших боях за город в начале Великой Отечественной войны,  теперь вместе с однополчанами застыл в бронзе и камне на центральной площади, где горит вечный огонь. Кстати, этот памятник стал первым монументом в СССР, воспевающим подвиг советских солдат и полководцев в годы борьбы с фашизмом.

Но завершить наш краткий рассказ о местном музее хочется на оптимистической и одновременно мистической ноте. Один из разделов экспозиции повествует о малоизвестном факте: Вязьма самым непосредственным образом связана с жизнью и творчеством замечательного писателя Михаила Булгакова. А на окраине города, в небольшом парке даже установлен единственный в мире памятник-тень, посвящённый автору «Мастера и Маргариты». Дело в том, что именно в местной больнице с сентября 1917 по февраль 1918 годов Михаил Афанасьевич трудился земским врачом. В тихом, провинциальном городке он оказался свидетелем крушения одной исторической эпохи и рождения другой. Этот период его биографии нашёл позднее отражение в ставшем знаменитом цикле рассказов «Записки юного врача». В примыкающем к «Запискам» по содержанию и навеянном воспоминаниями о Вязьме булгаковском рассказе  «Морфий» есть такие строки: «Счастье – как здоровье: когда оно налицо, его не замечаешь». Лучше и не скажешь.

Максим Суханов

Фото автора

Теги: , , ,