Калининградская область уже даже по месту расположения – необычный уголок России. Западный российский эксклав – часть территории, географически изолированная от основной части своего государства и окружённая чужой территорией. Потрясающий древнейший регион, в российскую историю основательно вошедший в начале прошлого тысячелетия. Область, где каждый квадратный сантиметр веками сдабривался потом трудолюбцев-жителей и людской кровью постоянных войн. Область, где многие века хозяйничал Тевтонский орден. Янтарный край, где добывается 90% солнечного камня.

В Преголе обитает сорок видов рыб

За недолгие пять дней в сопровождении калининградского писателя Дмитрия Воронина мне удалось исколесить все значимые уголки края – Черняховск, Гвардейск, Балтийск, курорт Светлогорск, Куршскую косу с её «танцующим лесом», выходами к Балтийскому морю и Калининградскому заливу. Попутно понаблюдал за «бензовозами» – братьями-славянами из Польши, закупающими канистрами на приграничных заправках российский бензин и перепродающими его уже на своей территории… В Кафедральном соборе послушал Чайковского в исполнении Калининградского симфонического оркестра под управлением заслуженного деятеля искусств России Аркадия Фельдмана и органные пьесы Баха и немецких композиторов-романтиков. Постоял у могилы философа Иммануила Канта и у памятника над сердцем полководца Барклая де Толли.

Зная мою любовь к всевозможным загадкам и причудам природы, Дмитрий привёз меня в Гвардейск – бывший Тапиау (кстати, калининградцы обязательно дают гостям оба названия населённых пунктов – нынешнее, послевоенное, и прежнее – немецкое) на речку Преголю. С виду она не отличается от любой российской среднего размера реки. По дороге мне уже рассказали, что в Преголе и её притоках обитает примерно сорок разных видов рыб, в том числе толстолобик, щука, сазан, лещ, жерех, кумжа, сёмга, налим, корюшка, усач, гольян, подуст, форель, хариус, голец, бычок-подкаменщик. Что в целях улучшения условий судоходства в двадцатых годах прошлого столетия здесь была осуществлена программа строительства гидротехнических сооружений, в рамках которой в период с 1921 по 1926 год было построено пять шлюзов и Инстенбургский канал. До постройки железной дороги Калининград – Черняховск Преголя имела важное значение как транспортная артерия. Сейчас её значение в этом качестве сильно снизилось. И всё же судоходство по Преголе местами сохраняется до сих пор. И до сих пор можно видеть циклопические сооружения каналов и шлюзов, обеспечивавших это судоходство.

Часть воды течёт направо, а часть – налево

Выехав на окраину Гвардейска, мы по старинной узкой мощённой булыжником пригородной улочке спустились к берегу. Вот и Преголя; вобщем, какого-то особого впечатления она не производила. Поблёскивала серебристой рябью водная гладь, катер тёрся килем о прибрежный песок, маячил на противоположном берегу краснокирпичный массив тевтонского замка, который ещё в конце XIX века переоборудован под исправительное учреждение, коим является и сейчас. Красиво – но не более того. Я решил, что речь пойдёт о привидении, которое бродит по ночам в казематах этого замка и пугает конвоиров и заключённых, но Дмитрий подвёл меня к самому берегу.

– Смотрите, – протянул он руку в сторону реки, – на первый взгляд это стрелка – место слияния двух рек. Но, на самом деле, наоборот – это река расходится на две реки. Одна часть воды здесь течёт направо и впадает в Калининградский (Вислинский) залив, а другая – налево – в Куршский. И никто ещё толком этот феномен более или менее внятно не объяснил…

Когда реки разделяются на рукава – явление не такое уж и редкое, но когда у реки два устья в разных заливах – это уже феномен! Во всяком случае, мне другого такого факта неизвестно…

Здесь, в Гвардейске, одно из ответвлений – то, что впадает в Куршский залив, в Полесске получает название Дейма и считается самостоятельной речкой. Шестьдесят процентов водной массы уходит в Калининградский залив, остальные сорок через Дейму – в Куршский.

Наводнения из-за нагонов

Преголя – речка равнинная, однако близкое её расположение к балтийским заливам приводит порой к сильным подъёмам уровня воды в русле. Из-за так называемых нагонов случались сильные наводнения; последние – 19 ноября 2004 года и 10 августа 2005 года. Да и в прошлом случались катастрофы. Например, в 1905 году в Кёнигсберге их было зафиксировано аж семь. А в 1620 году мощнейшее наводнение снесло мост Кёттель (южнее Кафедрального собора), а в самом Кафедральном соборе вода стояла по щиколотку. По Альтштадтскому рынку плавали на лодках. Правда, случалось и наоборот, иногда Преголя сильно мелела, скажем, есть сведения, что в 1467 году её можно было перейти вброд. В общем, загадочная река с капризным, непредсказуемым норовом…

Оказалось, что с этой удивительной речкой стоило познакомиться поближе.

Интересны, скажем, пять шлюзов, которые были возведены на наиболее сложном в навигационном отношении участке реки между Знаменском и Заовражным. Все шлюзы имеют стандартные размеры: 45 м в длину и 7,5 м в ширину. Рядом с каждым шлюзом строился дом смотрителя.

Кроме того, на Дейме есть три разводных моста и один неразводной. Разводной автомобильный мост в Гвардейске, новый современный неразводной четырёхполосный мост на участке автомобильной трассы А-229 в обход Гвардейска, разводной железнодорожный мост под Полесском и автомобильный разводной мост в Полесске. Из всех разводных мостов только железнодорожный требует постоянного разведения, даже для прохода небольших буксиров. Остальные разводятся только при проходе больших судов…

Загадка семи мостов

И если уж говорить о водных артериях края, стоит упомянуть и Мазурский канал, соединяющего Мазурское поозерье с бассейном Преголи. Идея его создания возникла ещё в тевтонские времена. Даже заброшенные ныне шлюзы канала производят сильное впечатление…

В самом Калининграде два рукава Преголи делят город на три части. Потому в городе много мостов. Ещё среди жителей старинного Кёнигсберга была распространена загадка семи мостов: как пройти по всем мостам, не проходя ни по одному из них дважды?

Выдающийся математик XVIII века Леонард Эйлер доказал, что это сделать невозможно; заодно он вывел правило для решения подобных задач и создал теорию графов.

Другое решение задачи предложил кайзер Вильгельм. На приёме ему поднесли карту Кёнигсберга и предложили решить загадку семи мостов. Вильгельм не растерялся, а тут же приказал построить восьмой мост. После чего задача стала легкорешаемой.

Самое незамысловатое решение придумали речники: за небольшие деньги они предлагали перевезти всех, кому не хватает моста для решения задачки…

День моего прощания с Калининградом выдался на редкость солнечным и ясным. Самолёт взмыл над аэропортом Храброво, накренился в вираже, и в иллюминаторе раскинулась объёмная зелёная карта края, на которой ясно выделялась серебряная лента чудной речки Преголи, прихотливо извивающейся среди лугов, перелесков и синеватых люпиновых полей…

Александр Ломтев

Теги: , , ,