Поиски ответа на этот вопрос продолжаются уже ровно 90 лет. Что это было: научная экспедиция, попытка совершить очередной рекорд или разведывательная спецоперация?

 

Держу в руках потрёпанный журнал «Природа» №3 за 1932 год со статьёй участника той полузабытой экспедиции профессора П.А. Молчанова. В июле 1931 года в рамках программы Международного полярного года немецкие учёные пригласили его принять участие в экспедиции в Арктику на борту LZ 127 «Граф Цеппелин» с целью запустить изобретённые им радиозонды в полярных широтах.

Проект был более-менее успешно осуществлён, о чём метеоролог и написал статью под лапидарным названием «Первый научно-исследовательский полёт дирижабля «Граф Цеппелин» в Арктику». В те годы никто и предположить не мог, что подобная экспедиция станет ещё и разведывательной. Азарт исследователей был направлен в русло изучения климатических и географических особенностей Арктики. В таком духе и написана эта статья, переполненная техническими деталями и метеорологическими терминами. И только спустя годы стало ясно, что произведённая с борта дирижаб­ля аэрофотосъёмка Земли Франца-Иосифа позволит фашистам вскоре после начала Великой Отечественной войны построить секретную полярную станцию, остатки которой были обнаружены только в 1951 году.

Согласно договору о сотрудничестве немецкая сторона должна была передать СССР результаты этой съёмки, но после окончания экспедиции якобы выяснилось, что фотоматериалы оказались засвечены. На самом деле они были очень высокого для того времени качества – их нашли в 1945 году. В провинции Мекленбург в архивах специального разведывательно-информационного центра «Раумкоппель» было обнаружено свыше 250 тысяч географических карт разных районов земного шара, архив содержал свыше 50 тысяч документальных фотографий районов, интересовавших немецкую разведку. Здесь же в целости и сохранности хранились материалы экспедиции дирижабля «Граф Цеппелин».

Но всё это будет ещё впереди, а тогда, в июле 1931 года, на борт воздушного корабля взошли учёные ряда стран, среди которых были научный руководитель этой международной экспедиции Рудольф Самойлович, метеоролог Павел Молчанов, радист Эрнст Кренкель и инженер Фёдор Ассберг. Всего же на борту дирижабля находились сорок шесть аэронавтов. В состав научной группы, которая составляла третью часть всех воздухоплавателей, были также включены три американца, один швед, один швейцарец и шесть немцев. Двадцать шесть человек составляли штатный немецкий экипаж «Графа Цеппелина».

Дирижабль LZ 127 «Граф Цеппелин» построен в Германии в 1928 году. Он стал на то время крупнейшим и наиболее передовым дирижаблем в мире. Его длина составляла 236,6 м, максимальный диаметр – 30,5 м, высота 33,7 м, объём – 105 000 м³, несущий газ – водород размещался в 17 отсеках. Силовая установка состояла из пяти 12-цилиндровых моторов «Майбах» с водяным охлаждением мощностью 530 л. с. каждый, их суммарная мощность 2650 л.с.

В 1929 году совершил первый в истории воздухоплавания кругосветный перелёт. За девять лет эксплуатации «Граф Цеппелин» провёл в воздухе около 17 200 часов, совершил 590 полётов в разные страны мира, преодолел почти 1,7 млн км, перевёз 13 110 пассажиров и около 70 тонн грузов и почты; при этом он 143 раза пересёк Атлантический океан и 1 раз — Тихий.

Весной 1940 года по приказу немецкого командования дирижабль был разобран и его части использованы в военной промышленности.

Подробнее читайте в июльском номере (№7/2021) журнала «Чудеса и приключения»

Автор: Александр Нефедов