Старинный подмосковный город Сергиев Посад на всю Россию славится  архитектурно-художественным комплексом Троице-Сергиевой лавры, объекты которой включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Впрочем, здесь имеется ещё немало и других замечательных мест, которые обязательно стоит посетить. Например, Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник, отмечающий в эти дни свой столетний юбилей.

Экспозиционные и выставочные площадки музея расположены в разных помещениях, но все в центре города и практически по соседству с лаврой. Одно из них – здание бывшего Конного двора. Это единственный дошедший до нашего времени памятник подобного рода на территории страны. Ныне в нём размещены экспозиции, рассказывающие об истории Троице-Сергиевой лавры и её роли в судьбе России.
Необычных, привлекающих взор экспонатов здесь великое множество. Взять хотя бы гигантский топор, выставленный в разделе, посвящённом истории Троице-Сергиева монастыря в период польско-литовской интервенции начала XVII столетия. На первый взгляд можно подумать, что это топор палача, а на самом деле – обычный топор для... разделки рыбы. Для того чтобы орудовать им, требовалась недюжинная сила – ведь вес топора составляет более трёх килограммов. Представленный в музее топор датируется позапрошлым столетием. Но подобными пользовались и ранее – в XVII–XVIII веках. А всё дело в том, что к монастырскому столу поставлялись лучшие сорта рыб, и среди них достигавшие нескольких метров в длину поволжские белуги и стерляди. Для разделки таких огромных туш и требовался столь внушительных размеров топор.

Нельзя обойти вниманием и выставленные в одном из залов музея уникальные лимузины родом из осьмнадцатого столетия – десятиместный дормез и одноместную карету. Последняя была подарена недолго царствовавшим на российском престоле императором Павлом I московскому митрополиту Платону (Левшину). Обе роскошные и весьма комфортные по меркам того времени кареты были изготовлены мастерами на земле Туманного Альбиона и затем доставлены в российские пределы. Между двумя каретами на стене висит старинное зеркало в ажурной деревянной резной раме XVII столетия. Говорят, оно не совсем обычное и при определённых условиях даже может приоткрывать магический портал в линейный ход времени, показывая события как из прошлого, так и из будущего. Зеркала ведь по своей природе предметы довольно загадочные и таинственные, а отношение к ним у наших предков было весьма почтительным и отнюдь не таким утилитарным, как теперь. Если внимательно присмотреться, то в самом низу резной зеркальной рамы можно увидеть изображение очаровательного малыша, поправляющего на носу очки. Что оно означает и какой посыл несёт нам – это ребус, который загадал нам неизвестный мастер из прошлого.

Размещённая на втором этаже южного корпуса Конного двора экспозиция посвящена декоративно-прикладному искусству российских регионов начиная с XVIII века и заканчивая веком минувшим. Глаза разбегаются от обилия разнообразных и красивых вещиц, которые так и хочется взять в руки. С какой любовью они сделаны мастерами, сколь тонкая работа в прорисовке деталей, сколь ярка фантазия при создании сюжетов и сколько труда и терпения требуется на изготовление любого, даже самого малого по размерам предмета!

Пройдясь по музейным залам Конного двора, погружаешься в очарование быта прошлых эпох, а заодно и преисполняешься гордости за таланты русского народа, создавшего столь многочисленные и разнообразные шедевры, украшающие теперь музейные залы.

Алексей Малюгин