Самая драматическая страница в истории православной церкви – раскол, совершившийся в России во второй половине XVII столетия, таит в себе ещё немало загадок.

Развитие отношений царя Алексея, отца будущего императора Петра Великого, и патриарха Никона — одна из захватывающих страниц в истории России. Столкновение ярких характеров и сильных амбиций, политических идеологий и религиозных представлений никого не оставило в стороне. Оно раскололо российское общество и царскую семью на сторонников царя Алексея Михайловича, патриарха Никона и лидеров старообрядчества. В центре ожесточённых дискуссий находился вопрос о том, что такое исторические традиции — отечественные «новины», исказившие истинную веру, или освящённая веками преемственность? Обсуждая этот вопрос, люди XVII века постоянно спорили о том, как понимать и интерпретировать историю России.

Когда в 1652 году митрополит Никон переносил мощи святителя Филиппа, митрополита Московского, из Соловецкого монастыря в Москву, то подчёркивал, что святитель был сослан и умерщвлён за критику царя Ивана Грозного и что царь Алексей Михайлович должен испросить прощения у святителя от имени своего «прадеда». И государь тогда «преклонил честь своего царства».

Став патриархом, Никон посчитал себя образом Христа и присвоил себе титул великого государя. С этих позиций он наставлял молодого царя. Однако ему не удалось построить Царство Божие на земле. В результате размолвки с царём патриарх покинул Москву, а позже был лишён сана и отправлен в ссылку. Во время суда над Никоном царь Алексей Михайлович спросил обвиняемого: «Для чего он, Никон, такое бесчестие и укоризну блаженные памяти великому государю и великому князю Ивану Васильевичу всея Русии написал?» Отказ Никона отвечать на этот вопрос не остановил бои за историю. Эхо личных и общественных дискуссий середины XVII века звучит в памятниках Средневековья до сих пор.

Примечательно, что и в наши дни продолжают своё служение истинной вере старообрядцы, пронёсшие через века гонений приверженность своих предков духовным христианским традициям далёкого прошлого. Ярким представителем Кружка ревнителей благочестия эпохи царя Алексея Михайловича был легендарный протопоп Аввакум. В декабре нынешнего года исполняется 400 лет со дня рождения этого идеолога старообрядчества и полемического писателя, перенёсшего муки гонений, тюремных заточений и в итоге – казнь. Кем он был – еретиком или священномучеником? Ответ – в №12 журнала «Чудеса и приключения».