Сакский царь путешествует по миру. Маршрут следования включает страны Азии и Европы. Первой страной, которая познакомится с уникальным наследием «могучих мужей» – далёких предков казахов, стала Россия.

Редчайшая возможность прикоснуться к древностям Великой степи предоставлена жителям России. Во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства в Москве организована выставка, демонстрирующая одну из самых ярких и впечатляющих традиций богатейшего наследия степной культуры Евразии.

Главный экспонат на выставке «Наследие Великой степи: шедевры ювелирного искусства» – сакский царь, ставший символом Казахстана. Его называют Золотым человеком и казахским Тутанхамоном. Останки сакского царя были обнаружены в конце 1960-х – начале 1970-х годов в окрестностях Алматы. Это была настоящая археологическая сенсация. Курган Иссык исследовал выдающийся археолог Кемаль Акишев. Бесценную находку тогда признали открытием века. Золотые украшения из короны древнего правителя степей, крылатые кони – тулпары, стали частью национального герба Республики Казахстан, а скульптура Золотого человека была установлена на площади Независимости в Алматы.

Спустя почти полвека после этой уникальной находки Национальный музей Республики Казахстан организовал международное турне – «Шествие Золотого человека по музеям мира». Маршрут следования включает страны Азии и Европы, первая принимающая страна – Россия, далее Азербайджан, Китай, Южная Корея, Польша.

Для того чтобы воссоздать образ древнего царя, была сделана полная реконструкция его одеяния. Золотой человек предстаёт в расшитой золотыми бляшками одежде, в головном уборе особой конической формы, который украшают золотые пластины в виде золотых стрел, снежных барсов, архаров, лошадей и птиц. На выставке этот необычный экспонат находится в окружении других не менее ценных археологических находок эпохи раннего железного века (V–IV век до н. э.). Эти предметы находились вместе с останками в захоронении. По мнению археологов, сакский царь был молод, его возраст не превышал восемнадцати лет.

Саки (в переводе с персидского означает «могучие мужи») – далёкие предки казахов. В сочинениях греческих авторов их называли азиатскими скифами (слово saka восходит к скифскому «олень»), в других древних источниках их образно описывали «турами с быстрыми конями». В числе трёх больших групп этих племён упоминались саки-тиграхауда («острошапочники»), жившие на территории, где как раз и был обнаружен курган Иссык с захоронением Золотого человека. В кургане найдено свыше четырёх тысяч золотых изделий: детали, декорировавшие одежду, а также украшения и бытовая утварь. Топография предметов в захоронении позволила исследователям в результате кропотливой работы воссоздать облик древнего воина-царя, который представлен на выставке. Особое место в экспозиции занимает обнаруженная среди находок кургана Иссык серебряная чаша с надписью, выполненной руническим письмом, – один из древнейших памятников письменности, найденных на этой территории.

Важнейшая особенность древнего искусства степи – господство зооморфных образов, так называемого «звериного стиля», отличительные черты которого – стилизованные изображения тотемных животных, сцен борьбы зверей, наделяемых магическими функциями.

Драматизм сюжетов символизирует противостояние стихии и возрождение к жизни, противоборство добра и зла, вечного движения и извечной борьбы противоположностей. Ярким образцом «звериного стиля» стала бляха, датируемая V–IV веком до н. э., выполненная из золота в технике штамповки и рифления в виде двух зеркально отражённых барсов.

Со временем, когда стали утверждаться христианство и мусульманство, «звериный стиль» постепенно утрачивал своё первоначальное значение, восходящее к языческим верованиям и представлениям.

Однако декоративные изображения животных, лишённые своего первоначального магического смысла, продолжали существовать и в средневековом искусстве: в ювелирных изделиях, книжной миниатюре, резьбе по дереву, камню и кости, в архитектуре, но в более обобщённом виде, приобретая формы стилизованного орнамента, элементов декора. Эти тенденции наглядно выражены в находках из золотого клада, найденного на раскопках в городе Сайрам на юге Казахстана, который отождествляют с Испиджабом, известным по средневековым письменным источникам. В экспозицию включены предметы из этого клада, датируемые XV веком.

Помимо ювелирных украшений на выставке представлены детали женского и мужского костюма, а также предметы бытовой культуры.

В Национальном музее Республики Казахстан хранится обширная коллекция по этнографии народов Центральной Азии и Северного Кавказа. Она насчитывает свыше тысячи артефактов. Теперь сто семьдесят пять образцов высокого ювелирного искусства из этих фондов привезены в Москву.

Выставка «Наследие Великой степи: шедевры ювелирного искусства» демонстрирует одну из самых ярких и впечатляющих традиций богатейшего наследия степной культуры Евразии.

Екатерина Мельникова

 

Теги: , , ,