Откуда взялся суровый вердикт: понедельник – день тяжёлый? Оттого, что это первый день после отдыха? Но тогда почему же мы именно с понедельника «начинаем новую жизнь»?
Одна неделя – это сколько?
Семидневной неделя была не всегда.
Наблюдая за фазами Луны и солнечными циклами, древние люди научились измерять время. Но человечество ещё долго шло к тому, чтобы внутри этих фаз определить оптимальные промежутки между религиозными торжествами, днями общественных собраний, торговли и отдыха. В некоторых календарях доколумбовой Америки протяжённость недели составляла 13 дней при 20-дневном месяце. У древних германцев – 14. Египтяне придумали десятидневную неделю; кельты – девятидневную. В Римской империи она длилась то три, то пять, то восемь дней. В I веке н. э. в Риме установили семидневную неделю, которая затем и была принята Западной Европой.
Но первыми изобретателями семидневной недели были вавилоняне ещё за несколько тысячелетий до н. э. Они опирались на «халдейскую науку», астрономию и астрологию, по которой светила считались творцами мироздания.
Радикальные французы
Календари совершенствовались по мере того, как человечество узнавало больше о природе космоса. Случались и бессмысленные реформы. Самую большую путаницу вносили не учёные, а революционеры, у которых жажда нововведений преобладала над здравым смыслом.
Так, после Французской революции появились «недели», состоящие из десяти пронумерованных дней. Новая эра начиналась не от Рождества Христова, а от дня провозглашения республики; разрыв с христианской традицией закреплялся тем, что дни, посвящённые святым и памятным христианским событиям, заменили днями под названиями животных, орудий труда, минералов. Взамен праздничного выходного воскресенья появился латинский decadi – просто десятый день.
Республиканский календарь был упразднён Наполеоном в 1806 году.
Пёстрые ребусы и великие субботы
В послереволюционной России случился рецидив календарной реформы. С 1929 года в стране была введена так называемая «непрерывка». Она предполагала пятидневную неделю, отменяя семидневный христианский цикл: воскресенья превращались в рабочие дни. Всех работающих поделили на группы, и для каждой установили свой выходной.
Его можно было найти в календаре по цвету, которым отмечалась группа, – жёлтый, розовый, красный, фиолетовый, зелёный. Пёстрый ребус приводил в растерянность. Члены семьи не имели единого выходного, а собрать вместе представителей разных групп работников стало просто невозможно.
В 1931 году пятидневку заменили шестидневкой, а в 1940-м – семидневкой с фиксированным выходным. (Семидневную рабочую неделю в России вводили ещё по указу Петра I.) Сегодня в большинстве стран рабочая неделя завершается выходным днём христианской традиции и продолжается с понедельника по пятницу.
Христианский календарь строится на фундаменте библейских знаний. Библейский «Шестоднев» – это рассказ в книге Бытия о творении мира за шесть дней. По «Шестодневу» первым днём творческой работы Бога было воскресенье, за которым последовал второй, когда «создал Бог твердь». Еврейский календарь, основанный на Библии, остался неизменным до наших дней: неделя – это шесть обычных дней и один особый день отдыха (шаббат), в который заповедано отдыхать от обычных дел и посвящать его Богу.
Первые христиане чтили субботу, но после новозаветных событий её значение изменилось. Великое чудо Воскрешения Христа из мёртвых затмило славу великой субботы.
Ирина Винокурова
Целиком статью можно прочитать в №8/2019 журнала «Чудеса и приключения»