Жестокая борьба за власть в эпоху Бориса Годунова не ограничивала противников первого избранного царя в выборе средств. Кинжальные удары из-за угла, сильнейшие яды и даже откровенное колдовство – всё шло в ход в битве за трон. Главными противниками Годунова были бояре Романовы, которые в конечном итоге стали основателями новой правящей династии. Но, прежде чем добиться скипетра и державы, им пришлось пройти непростые испытания. Отголоски тех событий дошли до нас не только в виде документов следственного дела о ведовстве, но и в легендах о романовском кладе. Сегодня мы продолжаем серию материалов по итогам длящейся второй год научно-познавательной и архивно-полевой экспедиции нашего журнала под лаконичным названием «ИИ-2018», которая посвящена изучению эпохи начала Смутного времени. Материалы серии «По следам царя Бориса» были опубликованы в № 10 и 12 за 2017 г. и № 1 и 4 за 2018 г.
Романовский клад припрятал Филарет?
Участники экспедиции «Искатели истины 2018», равно как и профессиональные историки, не располагают документальными свидетельствами о пребывании на территории нынешней Липецкой области самого царя Бориса Годунова. Зато и по сей день здесь бытует легенда о патриархе Филарете, бывшем боярине Фёдоре Романове, сосланном Годуновым по обвинению в колдовстве в дальние вотчины, а затем постриженного в монахи.
Предание гласит, что во время гонений на Романовых в самом начале XVII века именно небольшой город Лебедянь, расположенный в Липецкой области, стал пристанищем патриарха Филарета. Считается, что здесь он припрятал и «романовское приданое», чтобы то не досталось Годунову и его наследникам. Позднее, в 1621 году, в версте от города, на Яблоновой поляне Романцова леса, Филарет возродил захиревший в Смутное время Свято-Троицкий монастырь, ставший впоследствии женским.
Родилась легенда не на пустом месте. Бояре Романовы владели обширными территориями современного Липецкого края ещё с XVI века. Заботясь об охране Русского государства, Иван Грозный назначил начальником сторожевой и станичной службы брата своей жены Анастасии, боярина Никиту Юрьева-Романова, и пожаловал ему во владение территории неподалёку от нынешнего Ельца. А там и до территории современной Лебедяни рукой подать! Поэтому в народе и сохранилась молва, что, оказавшись в опале, неугодный старший сын боярина Никиты – Фёдор Романов уехал в свои вотчинные земли.
Причём спрятанным кладом и строительством монастыря его пребывание в Лебедяни не ограничилось. Согласно легенде, именно в Свято-Троицкой обители, в храме пророка божия Илии, строительство которого относят к XIV веку, Фёдор Никитич Романов и был пострижен в монашеский чин под именем Филарет.
Попробуем разобраться, что из этого может быть правдой, что же является вымыслом…
Рождение легенды
В том что Фёдору Романову духовный сан был навязан насильно, сомневаться не приходится. После смерти царя Фёдора Ивановича именно Романов и Годунов являлись главными претендентами на опустевший престол.
На стороне Годунова была сестра, овдовевшая царица Ирина Фёдоровна, и патриарх Иов, который своей верховной церковной властью на Руси был обязан боярину Борису. Авторитет возможного претендента на престол подрывали лишь подозрения в причастности к убийству в Угличе малолетнего царевича Димитрия – сына Ивана Грозного и ряд других злодеяний. В конечном итоге бояре всё же решили избрать на царство Годунова. Фёдор Романов и его родные приняли клятвенные обещания Годунова, что после того, как тот взойдёт на престол, будет относиться к Романову как к первому помощнику. Однако, добившись цели, Годунов быстро забыл о своём обещании, и Романовы оказались в опале.
За «коренья» – род под корень…
Опала на бояр Романовых – одно из самых громких дел эпохи царя Бориса. Из впервые опубликованного в 1841 году комплекса документов той эпохи, известного историкам как «Дело о ссылке Романовых», явствует, что импульсом к началу масштабных гонений на весь род Романовых стал донос казначея Бартенева, служившего у боярина Александра Никитича Романова. Бдительного доносителя смутило появление в боярском доме мешков с некими «кореньями», которые могли быть использованы при проведении колдовских ритуалов или для приготовления магических отваров. Само по себе для той эпохи это было делом достаточно обыденным. Но «коренья» появились именно в доме ярых противников Годунова, что приобретало особое значение и имело уже политический подтекст.
Самый ранний документ следственного дела относится к 30 июня 1601 года, но арест обширного семейства бояр Романовых произошёл ещё в ноябре 1600 года. Следствие велось более полугода. Поскольку речь шла о «волшебстве», то дело подлежало не царской, а духовной юрисдикции. Следствие возглавил сам патриарх Иов: «…и привезоша те мешки на двор к патриарху Иеву и повеле собрати всех людей и то корение из мешков повеле выкласти на стол, что будто то корение вынято у Олександра Никитича…»
В результате на двор патриарха были силой приведены практически все представители рода Романовых во главе со старшим – Фёдором Никитичем. По обычаям той поры именно он должен был нести ответ за весь род. Бояр и их дворню нещадно пытали, но внятных показаний о том, что колдовством Романовы хотели «достать царство», никто не дал. И всё же следствие подтвердило злой умысел Романовых на «волшебство» против Годунова. В итоге гонениям подверглись все братья Романовы – Фёдор, Александр, Василий, Михаил и Иван Никитичи, а также дочери Никиты Романовича – княгини Евфимия Сицкая и Марфа Черкасская с их мужьями и детьми. Старшего боярина – Фёдора Романова постригли в монахи и сослали на Двину, в Антониево-Сийский монастырь. А его супругу – Ксению Шестову с детьми, в том числе с будущим первым царём Дома Романовых Михаилом, отправили в ссылку в Пермскую волость. Главного инициатора колдовства с «кореньями» – Александра – царь Борис «сосла к Студёному морю к Усолью», где боярин и погиб при таинственных обстоятельствах. Других братьев – Михаила и Василия во время ссылки в Пелыме охрана «удавиша». Выдержавшего пребывание в Пелыме Ивана Романова, где его долгое время «моряху гладом», в 1602 году Годунов помиловал и разрешил воссоединиться с выжившими родственниками и поселиться в их боярской вотчине в Юрьев-Польском уезде.
Юлия Скопич
Продолжение читайте в №6/2018 журнала «Чудеса и приключения»