На протяжении нескольких веков одним из главных символов Первопрестольной столицы России наряду с Кремлём и храмом Христа Спасителя была Сухарева башня, построенная по велению Петра I. С ней связано небывалое количество мифов и легенд. Окутанная ими башня и через много десятилетий после своего трагического уничтожения продолжает привлекать к себе пристальное внимание.

Утопия или возрождение

Удивительно, но факт – в эпоху высоких технологий и на пороге новых космических достижений энтузиасты не оставляют идеи воссоздания «Невесты Ивана Великого», как величали когда-то Сухареву башню. Она была и остаётся одной из самых известных достопримечательностей Москвы. Есть разработанные проекты восстановления башни с реконструкцией площади, где она ранее находилась, созданные и в прошлом веке, и уже в наши дни. Но стоит ли в нынешнее непростое время тратить на это значительные ресурсы? Так ли уж необходимо строить, по сути, заново архитектурный шедевр? Эти вопросы ставит выставка «Миф о Сухаревой башне». Она открыта в столичном Центре Гиляровского и приурочена к 165-летию известного бытописателя Первопрестольной. Владимир Гиляровский не раз в своём творчестве обращался к теме башни и места, где она стояла, в своих газетных статьях и знаменитой книге «Москва и москвичи». Сокрушался об утере этого легендарного памятника: «Всё ещё вижу её я вчерашнею гордой красавицей, розовой башнею…»

«Надо обязательно снести»

Этот жёсткий вердикт главы государства Иосифа Сталина предопределил судьбу исторического здания, без которого для многих Москва была немыслима. Жители столицы верили, что пока стоит Сухарева башня, всё будет хорошо…

Но если судить по документам, судьба башни всё же обсуждалась тогдашними властями. «Возможно, что архитекторы правы насчёт Сухаревой башни. Вопрос конкретный, и его можно решить только в Москве», – писал Сталин из Сочи в сентябре 1933 года.

Главным аргументом в пользу сноса была транспортная проблема. Она возникла уже в конце XIX – начале ХХ веков из-за плотной застройки – в районе Большой и Малой Сухаревских площадей движение было крайне затруднено. По словам современников, «теснота здесь с каждым годом увеличивалась, так что конки, а с 1904 года заменивший их трамвай, буквально ползли по площади, всё время гремя предупредительными звонками». Через ворота Сухаревой башни проходила всего одна трамвайная линия, что приводило к очередям из вагонов, ожидавших освобождения путей для проезда в противоположную сторону. Для решения этой проблемы в 1910-е годы выдвигалась идея пробить в арках башни дополнительные сквозные проезды, но в жизнь она так и не была воплощена.

Когда в 1930-е годы встал вопрос о сносе Сухаревой башни, предлагались варианты её перестройки для улучшения дорожного движения и дальнейшего использования как хранилища Государственной библиотеки им. В.И. Ленина.

И всё же было принято решение о сносе.

Это вызвало бурную реакцию, особенно в среде научной и художественной общественности. К И.В. Сталину как главе государства и к Л.М. Кагановичу – первому секретарю Московского городского комитета ВКП(б) обращались такие выдающиеся деятели, как художник Игорь Грабарь, архитекторы Иван Жолтовский и Алексей Щусев, искусствовед Абрам Эфрос. Но это не помогло.

На демонтаж башни, которую строили шесть лет – с 1695-го по 1701-й, понадобилось всего два месяца. 13 июня 1934 года от Сухаревой башни остались лишь воспоминания и легенды, которые смаковали москвичи не одно столетие…

Подробнее читайте в апрельском номере (№4/2021) журнала «Чудеса и приключения»

Автор: Борис Ежов