С каждым годом самые дерзкие фантазии писателей и кинематографистов всё увереннее входят в нашу жизнь и становятся повседневной реальностью. Порой весьма пугающей. Что, к примеру, принесёт человечеству клонирование древних людей – фараонов, полководцев, учёных? Станет ли это торжеством науки или послужит импульсом к вселенскому разрушению? И кто стоит за хитрыми манипуляциями по подготовке людей к такому будущему?

Мы рождены, чтоб сказку сделать былью

Многие из нас давно уже не удивляются тому факту, что современные достижения науки и техники были подробно описаны писателями-фантастами сто и даже двести лет назад. Это и высадка человека на Луне, и телекоммуникационная связь, и атомные субмарины, и даже операционные роботы. Не будем далеко ходить за примерами. Достаточно вспомнить Алексея Толстого. «Гиперболоид инженера Гарина» со страниц одноименного романа перекочевал сначала на киноэкраны, а теперь стал реальным, успешно прошедшим испытание лазерным оружием. Кстати, и «Аэлита» того же автора постепенно приобретает реальные черты: пилотируемый полёт на Марс – дело совсем недалёкого будущего. Пророческими оказались и фантасмагория Александра Беляева «Голова профессора Доуэля», и некогда культовый роман «Тайна двух океанов» Григория Адамова, которые также были неплохо экранизированы. А в № 8/2017 журнала «Чудеса и приключения» мы рассказали читателям об экспедиции по следам героев романа Вениамина Каверина «Два капитана». Теперь это не фантастика и приключения, а реальная наша история. И по результатам экспедиции будет снят уже не художественный, а документальный фильм.

Феномен таких литературно-художественных пророчеств давно занимает умы и серьёзных академических учёных, и независимых (читай: самодеятельных) исследователей непознанного. А в век торжества в сфере развлечений кинематографа этот феномен обретает новые черты. Ещё десяток лет назад фильм «Бездна» считался фантастикой, а теперь суперглубоководные скафандры и хитроумные батискафы – обыденность, «Охота за «Красным Октябрём» теперь не только головная боль героев одноименного фильма, но и реальная проблема «натовских ястребов». Такой же реальностью постепенно становятся и «Звёздные войны». А сценарий «Армагеддона» со стареющим главным героем, специализирующимся исключительно на спасении мира, всерьёз обсуждают не только американские астрофизики, но и российские учёные и даже руководители МЧС.

Древних людей можно клонировать?

Похоже, что и египетские мумии, о которых написано множество книг и снято немало блокбастеров, из разряда древних артефактов совсем скоро перейдут в мир реальности. Об этом ещё десяток лет назад мы не задумывались, но факты – упрямая штука. Деятели науки и искусства, явно не сговариваясь между собой, приближают тот час, когда… Пока одни снимают захватывающие фильмы с культовыми актёрами в главных ролях, другие отыскивают в египетской пустыне всё новые и новые останки древних фараонов, а третьи в стерильных лабораториях доказывают на практике: хорошо сохранившуюся мумию реально клонировать. Что же происходит? Неужели загадочный невидимый дирижёр разыгрывает заранее спланированную партитуру и человечество ждёт новый качественный скачок: воспроизведение древних людей, ископаемых животных и реликтовых растений откроет новые горизонты в развитии не только медицины и, в частности, геронтологии, но и позволит в будущем решить многие проблемы с колонизацией пригодных для жизни землян далёких планет? Но может случиться и другой сценарий, который пока что воспроизведён только на широком экране…

Боги, создающие монстров

Лето нынешнего года ознаменовалось выходом в мировой кинопрокат ленты, которую поклонники исторического экшена ждали с явным нетерпением. Фильм «Мумия» с Томом Крузом в главной роли стал не просто событием в мире киноиндустрии, но самым мистическим образом подхлестнул события в мире науки, которые ещё вчера казались нереальными.

Съёмки фильма проходили на трёх континентах, было построено пятьдесят съёмочных площадок и выполнено более шестидесяти полётов в реально смоделированной невесомости. Над лентой работала целая армия продюсеров, дизайнеров, декораторов, гримёров, тысячи строителей сооружали декорации, через кастинг прошли сотни актёров. Как позднее подсчитают кинокритики, фильм создавали в общей сложности более пяти тысяч человек! Такое «коллективное бессознательное» буквально практически материализовало мумию египетской принцессы Аманет, которая, пройдя регенерацию в таинственной лаборатории, вышла из-под контроля учёных и устроила в Лондоне настоящую песчаную бурю, сопровождавшуюся нашествием зомби-монстров. Картинка получилась весьма реалистичной. Страшно подумать, как бы всё это выглядело в реальности… «Мы понимали, что фильм должен быть страшным, чтобы привлечь внимание аудитории, – подчеркнул на церемонии мировой кинопремьеры режиссёр «Мумии» Алекс Куртцман. – Очень страшным. Вместе с тем мы стремились подчеркнуть, что внутри каждого монстра таится человек, который заслуживает симпатии и сострадания. Монстры вызывают в нас парадоксальные двойственные чувства – мы любим и боимся их одновременно».

Жизнь как кино

А пока зрители с ведёрками попкорна в руках зачарованно следили за возрождением и приключениями древней мумии на экранах кинотеатров в самых разных уголках планеты, в египетской Долине царей кипела работа – археологи продолжали ставшие уже рутинными раскопки в песках. И вдруг – сенсация! Находка, которую очень скоро учёные с большой долей вероятности идентифицировали как захоронение Анхесенамон, жены знаменитого правителя Древнего Египта Тутанхамона. Всемирно известный археолог и бывший египетский министр по делам древностей Захи Хавасс заявил таблоиду The Daily Mail, что погребальный участок обнаружен возле гробницы фараона Ай и если предварительная версия подтвердится, то это может помочь разгадать окончательную судьбу жены «фараона-мальчика», упоминания о которой отсутствуют после её второго брака.

Историкам известно лишь, что Анхесенамон первоначально была замужем за Тутанхамоном. Он стал царём Египта в возрасте десяти лет, около 1332 года до н. э., и в том же году женился на своей сводной сестре. Когда ему было двенадцать лет, молодой фараон сменил своё имя с Тутанхатена на Тутанхамона. Год спустя его двор вернулся в старую столицу в Фивах, теперь называемую Луксор, которая была центром поклонения богу Амуну. Девятилетнее правление Тутанхамона прервалось его внезапной и загадочной смертью. Его супруга сразу же вышла замуж за фараона Ай, который правил в Египте с 1327 по 1323 годы до н. э.

Команда археологов медленно, но верно раскапывает в многометровой толще песка захоронение, чтобы точно определить, кто находится внутри. В интервью порталу LiveScience Захи Хавасс признался: «Мы уверены, что там есть гробница, но мы точно не знаем, кому она принадлежит. Древние египтяне обычно делали четыре или пять отложений фундамента, когда они начинали строительство гробницы. Радар обнаружил подструктуру, которая могла быть входом в гробницу». Самое удивительное в этой истории то, что она практически точно воспроизводит один из фрагментов фильма «Мумия», к съёмкам которого приступили минимум за три года до начала раскопок. Но это ещё не всё…

Алексей Калугин

Фотографии: Shutterstock.com

Продолжение в №10/2017 журнала «Чудеса и приключения», стр. 42-46

 

Похожие статьи:

Теги: , , , ,