Окутанный мистическими тайнами роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» продолжает будоражить умы пытливых читателей и исследователей творчества писателя.

Ещё один повод перечитать булгаковское творение и попытаться выяснить, где же проживала главная героиня романа, появился после того, как на исходе прошлого года в Москве отреставрировали знаменитый особняк Кекушевой на Остоженке.

Построенное в 1903 году архитектором Львом Кекушевым по собственному проекту здание в стиле московского модерна считается одним из прототипов дома, где жила Маргарита. Доподлинно утверждать это, конечно, никто не берётся. Похожих по описанию особняков в Москве насчитывают до десяти. Среди них дома Ивана Коровина в Малом Власьевском переулке, 12, Сергея Соловьёва в Малом Ржевском переулке, 6, Зинаиды Морозовой на Спиридоновке, 17, Степана Рябушинского на Малой Никитской, 6, и другие здания в районе Арбата.

Булгаков не дал подробного описания дома, где жила Маргарита, но некоторые детали позволяют предположить, что это вполне мог быть и особняк Кекушевой: «Маргарита Николаевна со своим мужем вдвоём занимали весь верх прекрасного особняка в саду в одном из переулков близ Арбата. Очаровательное место! Всякий может в этом убедиться, если пожелает направиться в этот сад…».

Описание дома, встречающееся и на других страницах романа, позволяет представить дом Маргариты как двухэтажный готический особняк с отдельным садом, огороженным забором с решёткой и весьма приметной деталью – большим трёхстворчатым окном – как раз таким, как в доме на Остоженке.

Есть и другие удивительные совпадения, которые мистическим образом связывают особняк Кекушевой с романом «Мастер и Маргарита». Например, судьба самого архитектора Кекушева, который… безвестно пропал. Совсем недавно нашлись архивные документы, проливающие теперь свет на последние дни его жизни. В автобиографии дочери архитектора Екатерины содержатся сведения о том, что её отец — «Лев Николаевич Кекушев, известный московский архитектор, построивший около 60 различных зданий и сооружений, в 1913 году в связи с заболеванием был помещён в психиатрическую клинику». Там он и скончался в начале января 1917 года. Но точное место его захоронения так и остаётся до сих пор неизвестным.

Любопытен и такой факт: ещё одна дочь архитектора – Мария Кекушева – против воли родителей вышла замуж за артиста Малого театра Сергея Топленинова. Вместе с супругом она проживала в Мансуровском переулке, где Булгаков «поселил» своего Мастера. И что самое интересное, писатель был знаком с Топлениновым, который, по версии некоторых исследователей творчества Булгакова, мог послужить одним из прототипов Мастера. Эти детали вновь возвращают нас к особняку Кекушевой – прообразу дома Маргариты, откуда она отправлялась в свои головокружительные полёты над Москвой.

Но и сам дом, построенный Кекушевым, оброс тайнами. Одна из них так и остаётся пока неразгаданной. Связана она со скульптурой льва, который украшал здание. Это был единственный в Москве особняк со львом на крыше. Кстати, из-за него-то Кекушева прозвали «львом московского модерна». Монументального льва размером около четырёх метров в длину и более трёх в высоту создал австрийский скульптор Рудольф Вейер по аналогу со своими львами на шлюзе плотины в Вене. Совсем недолго скульптура украшала особняк. На фотографиях 1920 года она ещё была, а позднее исчезла самым таинственным образом. Восстановление её стало для реставраторов большой проблемой, поскольку точных сведений, из какого материала фигура была изготовлена, не сохранилось. Высказывались предположения, что лев исчез в военные годы – его, якобы, переплавили, так как он был металлическим. По другой версии скульптура могла быть из мрамора и её тайно продали за границу.

Рассматривается возможность и банального разрушения скульптуры из-за недолговечных материалов. Однако реставраторам удалось найти в архивах качественную фотографию кекушевского льва – она и помогла воссоздать фигуру теперь уже из благородного цветного металла.

Примечательно, что дом капитально не реставрировался более ста лет. В ходе работ обнаружились несколько заложенных дверных и оконных проёмов, о существовании которых никто не знал. Также была найдена подлинная керамическая черепица, некогда покрывавшая всю кровлю, со временем заменённая на обычный стальной лист. На основе найденных образцов было изготовлено черепичное покрытие, которое теперь защищает обновлённое здание, с которого гордо взирает воссозданный лев.

Нелли Булгакова

Фото Сергея Борисова

«Чудеса и приключения»№2/2019

Теги: , , , ,