Два года понадобилось археологам, чтобы понять, какое сокровище скрывается под слоем исторической «грязи».

Открытие, сделанное специалистами американского университета Цинциннати в штате Огайо, стало настоящей сенсацией. Оно фактически подтверждает подлинность истории, описанной Гомером в «Илиаде». Тем невероятней сама история этого открытия. Редчайший образец искусства Древней Греции два года пролежал под носом у учёных, прежде чем они поняли его ценность.

Ещё в 2015 году греческие и американские археологи обнаружили в древнем городе Пилосе отлично сохранившуюся гробницу микенского воина, предположительно жившего около 3500 лет назад. Кроме скелета мужчины 30–35 лет, в могиле было найдено большое количество артефактов. Среди них были бронзовые меч и кинжалы, перстни, резные печати, золотые украшения и сосуды. Поскольку основная часть предметов была критского происхождения, учёные предположили, что воин имел какое-то отношение к острову. Его практически сразу стали называть «воином с грифоном» по найденной в гробнице костяной пластине с изображением грифона с распростёртыми крыльями.

Погребение было обнаружено на месте так называемого дворца Нестора. В «Илиаде» Гомера он был царём Пилоса и одним из предводителей ахейцев во время Троянской войны. Но обнаруженное археологами погребение не могло быть могилой ни Нестора, ни его отца Нелея, которые жили на 200–300 лет позднее «воина с грифоном».

Вместе с другими артефактами из гробницы была извлечена миниатюрная 3,6-сантриметровая гемма из полудрагоценного камня со значительным известковым налётом. Изучая другие реликвии, до неё руки учёных долгое время не доходили. Каково же было их изумление, когда спустя два года после обнаружения находки, очистив поверхность агата, они узрели на нём тончайшую резьбу! На гемме был вырезан рисунок с изображением сражающихся воинов. Подробно изучив артефакт, специалисты пришли к выводу, что гемма может стать реальным подтверждением истории, описанной Гомером в «Илиаде». Возможно, рисунок даже лёг в основу какого-то из эпизодов поэмы, но точных доказательств в пользу этой гипотезы пока нет. Но и без этого гемма представляет собой один из самых совершенных образцов искусства греческого бронзового века.

Рисунок на камне представляет трёх воинов. Два бьются в поединке, а один уже повержен. Некоторые детали барельефа настолько малы, что их можно рассмотреть только с помощью микроскопа. Резчик мастерски воспроизвёл мельчайшие детали одежды и вооружения. Удивительно, как такая тончайшая работа могла быть выполнена без специального оборудования. Известно лишь, что гемму, как и большинство других предметов из гробницы, изготовили на Крите. В Греции в то время ремесленников такого высокого уровня просто не было

По мнению археологов, сцена, изображённая на гемме, могла быть скопирована с одной из фресок Кносского дворца на Крите. В 1400–1500 году до н. э. – время которым датируют гемму учёные, минойская цивилизация Крита пала под ударами микенцев. Возможно, события тех лет и нашли отражение в резьбе на гемме. «Илиада» была записана значительно позже, около 700 года до н. э., но учёные не исключают, что предания о конфликте минойцев и микенцев могли дойти до времён Гомера.

Но если даже судить по одежде воинов, изображённых на камне, они явно относятся к двум разным этническим группам – на двух из них надеты клетчатые килты, а третий воин носил набедренную повязку.

Дарья Афанасьева