В мае нынешнего года исполняется 120 лет со дня начала строительства знаменитого броненосца «Орёл», одного из немногих уцелевших в трагическом Цусимском морском бою. В память об этом событии наш автор изготовил модель легендарного корабля и собрал уникальные исторические свидетельства очевидцев событий далёкого прошлого.

Броненосная эпоха

Цусимское сражение – крупнейшее в эпохе броненосного флота, произошло 27–28 мая 1905 года и закончилось полным разгромом 2-й эскад­ры Тихоокеанского флота под командованием З.П. Рожественского силами Объединённого флота Японии под командованием адмирала Х. Того. Итоги сражения окончательно предопределили победу Японии в Русско-японской войне и повлияли на развитие мирового военного кораблестроения. Самая известная художественно-документальная книга об этом сражении — роман Алексея Силыча Новикова-Прибоя «Цусима». Писатель ярко и подробно описывает как многотрудный переход Второй Тихоокеанской эскадры, так и само Цусимское сражение. Да и сам автор был непосредственным участником описываемых событий, он служил баталёром 1-й статьи на броненосце «Орёл». В 1932 году вышло в свет первое издание романа. Однако к написанию исторической эпопеи Алексей Силыч приступил ещё в конце 1920-х годов. А сама идея описать пережитые события появилась у него в японском плену в 1905 году. Именно там он начал сбор материала для будущего романа. В лагере, куда он попал, находились команды почти со всех кораблей, и матросы охотно делились своими впечатлениями от пережитого. С некоторыми из них писатель продолжил общение и после плена, по крупицам восстанавливая прошедшие события. Об одном таком «соавторе» романа «Цусима» я и хочу рассказать.

У моего прадеда Павла Матвеевича Гурина был приятель Леонид Дмитриевич Измайлов. Жили по соседству, много общались. И хотя Леонид Дмитриевич был старше моего прадеда на целых 17 лет, но дух авантюризма, присущий настоящим морякам, сглаживал любое различие в возрасте. А Леонид Измайлов был моряк настоящий, насквозь пропитанный морской солью и любивший море так сильно, как никто другой в маленьком сухопутном городке Любиме Ярославской губернии. Ходил старый моряк особой морской походочкой – неспешной и слегка вразвалочку, носил роскошные усы и окладистую бороду, речь свою сдабривал «морскими» словечками, не всегда понятными «сухопутному» населению. Довершала образ «морского волка» неизменная тельняшка.

Судно имело ужасный вид

Свою службу на флоте Леонид Измайлов начал в 1904 году в Петербурге. После трёхмесячного обучения он был направлен на броненосец «Орёл» матросом 1-й статьи.

Летом 1905 года, во время Русско-японской войны, в Корейском проливе между островами Цусима и Ики эскадра, в составе которой был и «Орёл», встретилась с японскими кораблями. Вот как описывает эту встречу и само сражение Леонид Измайлов: «Но вдруг все бывшие на мостике столпились в одну груду и стали все смотреть в одну точку. Видишь! Видишь, говорит один другому, вон там вправо я вижу судно… Окромя того крейсера показались и ещё несколько крейсеров разного типа и крупного размера, всего их было девять. Большей частью трёхтрубные. Пробили тревогу, и мы все разбежались по своим орудиям, всё было тихо, и все как будто притаили дыхание, ожидая приказания, ну нам не было приказания, а с нашего судна вдруг разразился грохот. Это был нечаянно произведён выстрел из левой части дюймовой башни. Конечно, комендор наводил своё орудие и, наверное, не стерпел, или ошибся, или же совсем нечаянно, как после и узнали. С неприятельского судна тоже показался клуб белого дыма и вслед сигнал, то есть выстрел, ну, далеко упал снаряд в воду. От адмирала Рожественского был сигнал, что без приказания не стрелять, а после нашего нечаянного выстрела и последовали и следующие суда, потом замолкли, потому что, видя, что больше с наших судов не стреляют, и они перестали стрелять и последовали за нами, а неприятельские суда удалились.

Продолжение читайте в журнале «Чудеса и приключения» #5/2020 (скачать)

Виктор Гурин,
директор Любимского историко-краеведческого музея, г. Любим, Ярославская область