В Выборге, где сама История незримо присутствует на улицах и площадях, в прошлом веке весело и бодро заливался трелями трамвай. Если повезёт, то в ясную ночь при полной луне можно отчётливо услышать стук его призрачных колёс по не существующим ныне рельсам. А порой и отзвуки кровавой драмы, унёсшей жизни безмятежных пассажиров.

История трамвайного движения в Выборге, второго по величине и значению городе в стране Суоми, началась 28 сентября 1912 года. Первая линия длиной чуть более двух с половиной километров соединяла Абосский (ныне Крепостной) мост у замка с популярным городским парком Папула. До конца года были открыты ещё две трамвайные линии, и электрические кареты стали доставлять пассажиров на разные концы города.

Новый транспорт быстро завоевал популярность у горожан. Но любовь к нововведению продолжалась ровно до тех пор, пока 15 сентября 1920 года в Выборге не произошла крупнейшая в истории довоенной Финляндии трамвайная катастрофа: при повороте с крутого спуска с рельсов сошло два вагона. В обоих вагонах в тот злополучный сентябрьский день было полным-полно пассажиров. Набравший значительную скорость при сходе с крутого спуска первый вагон развернуло поперёк дороги, а затем перед падением он перевернулся на правый бок и врезался в чугунный фонарный столб на обочине. Задний вагон тоже сошёл с рельсов, но остался в вертикальном положении, и его пассажиры избежали, таким образом, более серьёзных травм. В результате крушения сразу же погибли трое рабочих, ехавших в трамвае, – самому младшему из них едва исполнилось 18 лет. Четвёртой жертвой стал двухлетний мальчик, которого везла на прогулку в коляске совсем ещё молодая няня: опрокинувшийся вагон трамвая не оставил ему никаких шансов. Зато его няне повезло: несмотря на полученные серьёзные травмы, она выжила. Всего в аварии пострадало свыше десяти пассажиров, самому старшему было почти 90 лет.
В ходе следствия была выдвинута версия, что причиной катастрофы стало внезапное ухудшение здоровья вагоновожатого – накануне он жаловался на сильные головные боли. Возможно, что таким образом водитель трамвая просто предчувствовал неминуемую беду – спустя девять дней он скончался в больнице, став пятой по счёту жертвой той страшной аварии.

Однако детальная техническая экспертиза быстро установила, что причина инцидента – неисправные тормоза моторного вагона. Дополнительным подтверждением тому факту стали свидетельские показания участников и очевидцев происшествия: один из пассажиров злополучного первого вагона пытался помочь вагоновожатому экстренно остановить его электрическую карету – увы, безуспешно.
Прошло совсем немного времени, и та трагедия постепенно стёрлась из памяти людей. Маршрутная сеть Выборга продолжила своё поступательное развитие. На сей раз до декабря 1939 года, когда началась Зимняя война между СССР и Финляндией. В ходе драматичных событий Второй мировой войны Выборг не раз переходил из рук в руки — трамвайное движение неоднократно то полностью прекращалось, то вновь восстанавливалось. В сентябре 1946 года уже в советском послевоенном Выборге трамвай был запущен вновь.

Подробнее читайте в апрельском номере (№4/2021) журнала «Чудеса и приключения»

Автор: Марк Лианозов