Тема пандемии и всего, что связано с этой губительной напастью, приобретает порой самое неожиданное развитие. Не только сам человек, но и результаты достижений всей нашей цивилизации могут стать причиной стремительного распространения вирусов. Яркий пример тому – дороги. По ним ведь движутся не только люди.

Важный признак прогресса

Человечество, едва выбравшись из колыбели, сразу отправилось в путь. Продираясь сквозь джунгли, утопая в болотах и песках, путаясь в густой траве степей или кроша заскорузлыми ступнями камни горных перевалов, оно шагало и шагало, осваивая всё новые и новые земли. В те времена не было дорог – лишь тропы, протоптанные многочисленными животными. Отсутствие дорог – значит, отсутствие цивилизации. По крайней мере в том виде, в каком мы её себе представляем.

Для чего нужны дороги? Для управления, для сообщения, для торговли, для армии и для ритуальных процессий. Всё это возможно и нужно только тогда, когда народ живёт упорядоченной, регламентированной жизнью в конкретном месте. То есть – цивилизованно.

Все древние цивилизации строили дороги. Пусть не столь совершенные и удобные, как наши, но неплохие, а порой и просто отличные по тем временам. Утрамбованные, освобождённые от деревьев и покрытые грунтом дороги были в Древнем Египте около 5 тысяч лет назад. Первую мощёную дорогу, тянувшуюся от базальтового карьера, построили уже в Древнем царстве.

Она была 12 км длиной и имела ширину 2 метра. Цель появления этой дороги – настоящая тайна, так как её построили в обществе, ещё тогда не знавшем колёсного транспорта, и, по сути, она была не особенно нужна.

Чем дальше – тем лучше

Прекрасные дороги обустраивали в древнем Шумере. Они предназначались не только и не столько для пешеходов, сколько для транспорта – например, колесниц или гружёных телег.

В Древней Греции, даже в Спарте, имелись свои колейные дороги. Правда, здесь они были далеки от совершенства: очень узкие, покрытые природным известняком или частично вымощенные. И тем не менее их наличие весьма облегчало жизнь древним грекам.
В Древней Индии существовал «Великий колёсный путь» протяжённостью 2500 км, вдоль которого выстроились знаменитые крупные города: Калькутта, Бенарес, Дели и Лахор. Исследования показали, что эта дорога появилась при жизни Будды и носила название Уттара, что значит «дорога на север».

В Ассирии около 750–612 гг. до н.э. возникает дорожная сеть и зарождается почтовая служба. Мощённые камнем, с крепкими мостами, ассирийские дороги тянулись во все стороны огромного государства и даже смело устремлялись в пустыню, где снабжались колодцами и специальными укреплениями. К слову, именно в ассирийской армии появились первые настоящие «инженерные» войска – отряды, занятые благоустройством и строительством дорог. А ещё в Ассирии впервые в истории составили справочники-путеводители, где указывались расстояния между городами в днях и даже в часах пути.

Автор: Марьяна Вовк

Фото: © Shutterstock.com

Продолжение читайте в августовском номере (№8/2020) журнала «Чудеса и приключения»