Есть ли что-нибудь там, за гранью жизни? И не стоит ли внимательнее приглядеться к тысячелетним религиозным и философским доктринам, чтобы найти ответ на этот вопрос?

Читая мемуары знаменитых учëных, можно заметить, что некоторые врачи остро чувствуют то запредельное измерение, куда уходит душа умершего.

Известный врач и учëный Дэвид Леви в книге «Молитва нейрохирурга», недавно изданной на русском языке, написал о своëм пути к Богу: «Молитва стала частью моего дня. Больные в целом принимали еë с радостью, и я даже почувствовал, что она улучшала исходы операций».
Так есть ли продолжение «жизни» за последней чертой?

Для ответа на этот вопрос важно понять, что сегодняшняя наука, утверждающая конечность нашего бытия и порицающая религию за отсутствие доказательств обратного, тоже предлагает принять своё утверждение на веру! Но не выглядит ли она, дитя эпохи просвещения, в лучшем случае подростком-максималистом на фоне умудрëнных опытом доктрин, переживших тысячелетия?

Несомненно, человек очень давно осознал факт своей смертности. Согласно археологическим находкам, погребальные ритуалы появились у древних людей примерно сто тысяч лет назад: например, в пещерах Схул и Кафзех (Израиль) учëные обнаружили, в частности, скелет мальчика, похороненного с ритуальными предметами и оленьим рогом в руках. Его словно собирали в дальнюю дорогу. Это говорит о том, что уже в ту далëкую эпоху люди определённо верили в продолжение жизни после смерти.

Конечно, на основе лишь археологического материала современные религиоведы не в состоянии воссоздать похоронные обряды древних и понять, во что они верили. Однако провести реконструкцию всё же возможно.

Подсказки содержатся в древних мифах, волшебных сказках и шаманских ритуалах, символизм которых поддаётся расшифровке.

Сказки говорят, что страна мëртвых во всëм похожа на обычный мир: те же деревни, те же охотники, только живым там не место.

Подробнее читайте в №12/2021 журнала «Чудеса и приключения»

Автор: Михаил Жаровский, религиовед

Фото Shutterstock.com