Земля – народу?

14 февраля 1919 года

Постановление Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета. «О социалистическом землеустройстве и о мерах перехода к социалистическому земледелию» (Фрагмент)

Ст. 1. Вся земля в пределах Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, в чьём бы пользовании она ни состояла, считается единым государственным фондом.

Ст. 2. Единый государственный фонд находится в непосредственном заведывании и распоряжении соответственных Народных Комиссариатов и подведомственных им местных органов власти.

Ст. 3. Для окончательного уничтожения всякой эксплуатации человека человеком, для организации сельского хозяйства на основах социализма с применением всех завоеваний науки и техники, воспитания трудящихся масс в духе социализма, а также для объединения пролетариата и деревенской бедноты в их борьбе с капиталом, — необходим переход от единоличных форм землепользования к товарищеским. Крупные Советские хозяйства, коммуны, общественная обработка земли и другие виды товарищеского землепользования являются наилучшими средствами для достижения этой цели, поэтому на все виды единоличного землепользования следует смотреть как на проходящие и отживающие.

Ст. 4. В основу землеустройства должно быть положено стремление создать единое производственное хозяйство, снабжающее Советскую Республику наибольшим количеством хозяйственных благ при наименьшей затрате народного труда. В соответствии с этим, землеустройство обнимает собою всю совокупность мероприятий технического характера, направленных к постепенному обобществлению землепользования.

Ст. 29. Советские хозяйства организуются в целях: а) наивозможно большего увеличения продуктов, путём поднятия производительности сельского хозяйства и расширения посевной площади, б) создания условий для полного перехода к коммунистическому земледелию, в) создания и развития культурно-агрономических центров.

Ст. 34. В Советских хозяйствах должны устраиваться, в зависимости от условий каждого хозяйства, показательные участки, районные опытные поля, мастерские, опытные станции, прокатные пункты, племенные рассадники, курсы, выставки, сельскохозяйственные школы, библиотеки, музеи, театры и др. культурно-просветительные заведения.

Беспомощные мощи

14 февраля 1919 года

Было опубликовано постановление Народного комиссариата юстиции об организованном вскрытии мощей в храмах и монастырях на всей территории Советской России. Через месяц, 17 марта, были вскрыты и святые мощи преподобного Саввы Сторожевского, которые находились в подмосковном Саввино-Сторожевском монастыре.

Местные жители вспомнили древнее монастырское предание: незадолго до своей кончины святой Савва «в одно время заплакал и сказал своей братии: «Придёт время, на земле люди забудут Бога и будут над Ним смеяться, к власти придёт антихристова сила. Она выгонит меня из монастыря, но я совсем не уйду. Я переселюсь в другое место, где ещё часть людей не забудет Бога, и я буду за них молиться перед концом света». Это пророчество преподобного напечатали в центральных советских газетах как доказательство контрреволюционности монашества.

В мае 1919 года у стен монастыря, над вратами которого активисты заменили икону святого на портрет Ленина, произошёл знаменитый «Звенигородский мятеж». Возмущение богомольцев было жестоко подавлено. И только в 1998 году часть чудом сохранившихся мощей Саввы вернулась в святую обитель.

Из Дневников писателя и философа, священника и театрального деятеля Сергея Николаевича Дурылина (1886–1954)

15 февраля 1919 года

«Во Владимире непрерывно служат молебны над извлечёнными из рак мощами св. Андрея Боголюбского, Авраамия и кн. Глеба. Красноармейцы, стоявшие в шапках и с папиросками, вокруг выброшенных на пол святых мощей, ушли. Народ молится. А кн. Глеб положен в раку так, что лежит обнажённый до пояса: тело нетленно, видна глава — глаза, нос. Страшное и дивное зрелище! Всё, что деется теперь, есть внешнее выражение того, что внутренно было давным-давно; ничего нового. 

У Софьи Владимировны мужик с базара купил телёнка за 650 р. Заплатив деньги, он попросил 30 копеек на свечку Преподобному — чтобы телёнок был жив, т. е. за здравие телёнка. Софья Владимировна говорит: «Когда здешние мужики хотят зла другому кому-нибудь и беды, они ставят за него свечку св. Николаю, но нижним концом вверх». Т. е. беса ради и бесу. Вот русский народ! Или Богу — или бесу: человека нет».

Теги: , ,