Сентябрь – первый месяц осени. В древнерусском календаре он зачастую именовался хмурень или зоревник. А ещё – вересень, ибо наступало время цветения вереска.

В самом начале сентября, 2-го числа, наши далёкие предки отмечали день памяти вещего князя Олега (879–912). Да-да, того самого, что прибил свой щит к вратам Царьграда и умер, как и предсказали ему кудесники, «от своего коня», будучи укушенным выползшей из его черепа змеёй. Эта стародавняя история красочно и поэтично описана Александром Сергеевичем Пушкиным.

За год до своей трагической и нелепой гибели князь Олег совершил невероятно удачный поход на Византию и её столицу Константинополь (Царьград в русской традиции). Итогом похода древних руссов стал колоссальный выкуп, который были вынуждены заплатить ромеи, и торговый договор, согласно которому русские купцы могли беспрепятственно торговать на бескрайних просторах Восточной Римской империи без обязательной на тот момент для всех иностранных негоциантов пошлины. Добавим, что главной заслугой правления князя Олега стало объединение разрозненных и порой враждующих друг с другом восточнославянских племён в единое и могучее государство, которому историки позже дали название Древняя Русь. Вспоминая вещего Олега, наши далёкие предки собирались на капищах и творили тризну, отдавая дань памяти не только князю, но и погибшим вдали от родного дома дружинникам.

Жрецы общины проводили поминальные обряды и просили богов о своей милости к членам рода, после чего все жители деревни или села отправлялись на поминальный обед. Во время трапезы на столе в обязательном порядке присутствовали блюда из мяса, горячий хлеб и горящая свеча, ибо души умерших приходят на свет и тепло, в то время как мир мёртвых, мир Нави, мрачный и холодный. Поздним вечером старейшина рода возжигал поминальный костёр, вокруг которого собиралась преимущественно молодёжь, – им наиболее почитаемые и уважаемые члены общины повествовали о жизни и подвигах князя Олега и его дружины. Так на Руси из поколения в поколение, из рода в род творилась устная история.

На исходе первой осенней декады, 8–9 сентября, славяне отмечали праздник Рода и Рожаницы. К этому времени, как правило, уже завершался сбор урожая, заканчивались все обязательные и наиболее трудоёмкие сельские и земледельческие работы на полях, которые обеспечивали сытую и привольную жизнь для древнеславянских общин в течение долгого зимнего периода.

И если Род был символом единства семьи, нерушимости и святости её уз, то Рожаницы держали в своих руках нити людских судеб. Именно они отвечали за судьбу новорождённого ребёнка, ведя его на дорогах Жизни по линиям предначертанной ему Судьбы. Отметим, что праздник Рода и Рожаницы был в значительной мере женским, ибо женщины были ответственны в прямом и переносном смысле за тепло домашнего очага и продолжение рода.

14 сентября славяне отмечали День Огненного Волха. Согласно мифологии, то был воинствующий бог, охраняющий священный Ирийский сад (славянский аналог рая), и супруг богини весны, любви и добра Лели. Первоначально Огненный Волх считался одним из самых сильных божеств пантеона тёмных сил, стремившихся захватить власть не только в небесном царстве, но и во всей Вселенной. Но встреча в Ирийском саду с Лелей и её любовь к нему преобразила грозное и коварное божество: он забыл о своих злокозненных планах и тёмных стремлениях, став небесным стражем райского сада. В этот день древние русичи ранним утром приходили общиной на капище, где возносили своим богам дары: цветы, мёд и свежевыпеченный хлеб. Наши предки верили, что эти подношения смогут задобрить богов и они будут охранять их семьи от различных невзгод, бед и напастей. 

Другим не менее значимым праздником этого же дня было Закрытие Сварги или Вырия. Вырий – это небесный аналог Рая с его вратами. Само же Небесное Царство богов, или Сварга, согласно представлениям ведической культуры, находилось далеко за облаками или же на берегу синего моря, где всегда спокойно, безмятежно и тепло. По древним преданиям, именно в Вырие находятся души умерших людей, но лишь тех, кто своей праведной жизнью заслужил место в этом райском уголке. Сюда же прилетают птицы, чтобы переждать зимние холода.

При помощи птиц можно было пообщаться с перешедшими в мир иной близкими людьми. Считалось, что 14 сентября небесные врата Сварги закрывались, и богиня Жива, олицетворяющая молодость, цветение и плодородие почвы и всего самого лучшего на планете, покидала Землю, отправляясь в небесный Ирий до следующей весны. Празднуя Закрытие Сварги, славяне ближе к вечеру закатывали грандиозные пиры, сопровождавшиеся песнями и плясками, хороводами, продолжавшимися всю ночь напролёт до рассвета. Неизменно сопровождавшие праздник гигантские костры освещали и освящали ритуальное действо его участников. 

Согласно представлениям того времени, члены общины полагали, что такое разудалое застолье и веселье поможет богине успешно добраться до Небесного Царства, где она переждёт зиму и вернётся вновь на землю к людям в день Открытия Сварги (25 марта).

Под конец первого месяца осени, 27 сентября, славяне отмечали Радогощь (Световит), или день осеннего равноденствия. Это был один из четырёх основных славянских праздников (наряду с Колядой, Масленицей и Купалой). Считалось, что с этого времени все Светлые боги покидали мир Яви до будущей весны, передавая бразды правления богу Морозу. В этот день все жители общины собирались на капищах и вместе со жрецами устраивали прощание со Светлыми богами до следующей весны. При этом сжигали чучело соломенной птицы, что символизировало отлёт с земли богов в свои небесные чертоги. Вечером все члены рода проходили очистительный обряд, прыгая через костёр, а волхвы в это время ходили по раскалённым углям, молясь о грядущей зиме, о благополучии жителей общины. В домах в этот день зажигался новый огонь, дабы очистить жилище от негативного воздействия тёмных сил. Существовало поверье, что рябина защищает дом от тёмных сил, поэтому в праздник Радогощь ветка этого дерева с красными терпкими ягодами вешалась на оконные рамы для охраны на всю зиму. Осеннее равноденствие для наших далёких предков было временем вознесения благодарностей Родным Богам за урожай и достаток, а также и воздаяния почестей перешедшим в иной мир сродникам.

Мир славянских праздников огромен и безграничен. В рамках данной статьи мы очень кратко рассказали лишь о самых основных из них, относящихся к первому осеннему месяцу. Впереди вас ждёт рассказ о том, какие необычные, загадочные и удивительные праздники древние славяне отмечали в середине осени. Но об этом вы узнаете в нашем следующем, октябрьском, номере.

Марк Лианозов

Фото © Shutterstock.com

Теги: , , , ,