Первая декада мая для нас связана с Первомаем и Днём Победы. А какие праздники отмечали в мае наши далёкие предки?

Древнее славянское название этого месяца – травень – удивительно точно соответствует изменениям, происходящим за четыре с небольшим недели в матушке-природе. От первой ярко-зелёной молодой травки и белоснежных лесных ландышей до пышного майского разнотравья на исходе весны.

1 мая славяне праздновали Радоницу, которая сегодня переживает второе рождение. Уже в самом названии слышится радость. Это был светлый и весёлый праздник, день духовно-мистического единения живых с усопшими – к ним относились как к живущим, души которых присутствуют где-то рядом.

С утра на Радоницу было принято ударно потрудиться, затем днём отдать дань памяти ушедшим из этого мира, чтобы вечером зажечь праздничный костёр, у которого рядом с живыми будут незримо присутствовать их предки из славянского Рая – небесного Ирия.

С приходом на русские земли христианства церковь включила Радоницу в свой обрядовый календарь, изменив при этом дату и первоначальный смысл праздника. В православной традиции Радоница отмечается во вторник, на второй неделе после Пасхи, и является исключительно днём поминовения усопших.

Интересной народной традицией на Радоницу было окликание дождя. По поверью, в этот день пусть хоть капля, но должна была упасть на землю. Заметив на небе тучку, дети начинали громко кричать, приманивая небесную влагу. А когда падали первые дождевые капли, люди подставляли им ладони и умывались посланной с неба водой, которая в этот день считалась особенно целебной.

6 мая отмечался день Даждьбога – бога плодородия, солнечного света и живительной силы. Другое название праздника – Овсень большой (слово восходит к глаголу, обозначавшему восход Солнца). В этот день производили первый ритуальный сев поля, а также впервые выгоняли скот из зимнего хлева на пастбище.

Считалось, что в этот день в наш мир, мир яви, приходит супруга Даждьбога – богиня Жива. Вместе они открывают врата в тёплую, солнечную пору. С этого дня начинали петь соловьи –вестники светлого Даждьбога. 6 мая был единственным днём в календаре славян, когда не возносились требы богам. Считалось, что солнечные Даждьбог и Жива делятся с людьми теплом и светом без всякой корысти. Но ответить им за то надо было миром и ладом в семье и общине.

14 мая древние славяне отмечали Пролетье – окончательные проводы весны и начало встречи лета. В народном календаре его называли Еремей Запрягальник, поскольку он приходился на день памяти ветхозаветного пророка Иеремии. Шла последняя неделя пахоты, и начинался сев.

В день Пролетья славяне выполняли обряд пробуждения Матери-Земли: возжигали костёр в честь Матери всех богов – Майи Златовласки, опахивали сохой замкнутый круг вокруг деревни, окуривали землю.

Всю последнюю декаду мая славяне отмечали праздник Грудие росное. Дословный перевод – капли росы и дождя, столь необходимые для урожая. Он назывался ещё Неделей Рода. И здесь нет ошибки: в календаре славян неделя длилась не привычные нам семь дней, а на два больше.

Все десять дней праздника волхвы возносили на капищах молитвы языческим богам, прося у них для членов рода милости и помощи, обильного урожая, защиты от болезней. В один из дней за общим столом собиралась вся деревня. За трапезой старшие говорили с молодыми. Вечером горел ритуальный костёр, через который прыгали, чтобы очистить себя от всего наносного и отвратить себя от невзгоды. Взявшись за руки, водили хороводы, обладавшие глубинным смыслом: энергия рода, гармонизируясь в его представителях, многократно усиливалась.

Не только ландыш, но и сирень дарит свой аромат месяцу маю. Посаженный возле дома куст считался мощнейшим оберегом, сильный запах призван был отпугивать всё дурное. В глубины седой древности уходит поверье, по которому букет сирени, поставленный на подоконник, приоткрывает дверь в тонкие миры, помогая увидеть вещие сны. Но на исходе весны отцветает и она, чтобы уступить место долгожданному лету.

Максим Суханов

Фотография: Shutterstock.com

Теги: , , ,