Декабрь открывает самый холодный и студёный период года – зиму. Одновременно это последний календарный месяц уходящего года, последний день которого приходится на любимый всеми праздник Нового года. Впрочем, так было далеко не всегда.

В предыдущих номерах нашего журнала мы уже рассказывали о тех далёких временах, когда начало нового года приходилось и на начало весны, и на начало осени. Современная традиция праздновать Новый год с 31 декабря на 1 января весьма молода. По историческим меркам, конечно, и ведёт свою историю от указа Петра Великого от 20 декабря 1699 года. Но давайте же скорее узнаем, какие ведущие свою историю из глубин седой древности праздники справляли наши далёкие предки славяне.

Прежде всего упомянем, что декабрь в древнерусском народном календаре назывался студень. Конечно, несмотря на прошедшие столетия и даже тысячелетия, это слово понятно и в наши дни безо всякого перевода. На самом севере столицы России есть, например, улица Студёный проезд. А ещё декабрь именовали ветрозим, стужайло или снежень. И действительно, лихие декабрьские ветра выстуживают землю, зато метели и снегопады бережно укутывают её своим белоснежным покрывалом. В самом начале месяца, 3 декабря, вспоминали легендарного древнерусского богатыря-великана Святогора, подвиги которого народная память в форме былин сохраняла веками. По преданию, этот чудо-воин ростом «выше леса стоячего, ниже облака ходячего» жил на высоких Святых горах, а по смерти тело его было захоронено в Гульбище, высоком кургане огромных размеров. Кто знает, может, народная память таким образом донесла до нас отголоски тех далёких эпох, когда Землю действительно населяли великаны?! Ведь за последнее столетие общество не раз было взбудоражено известиями о сенсационных находках в разных частях света скелетов и мумий людей огромного роста.

На исходе третьей по счёту декабрьской недели наступает один из главных славянских языческих праздников – Коловорот, или зимнее солнцестояние. Период с 19 по 25 декабря считался днями Карачуна, альтер-эго Чернобога. Карачун – злой подземный дух, имеющий при себе слуг в образе медведей – буранов и волков – метелей. Его стихия – это мороз и холод, всё укорачивающийся день и беспросветная ночь. Однако после зимнего солнцестояния его власть отступает, ибо благодаря животворящему солнцу продолжительность светового дня начинает медленно и незаметно, но зато неизменно и постоянно прибавляться. А означает это только одно – день наступает на ночь, а свет на тьму. Мрак и холод сменяются светом и теплом. Время Карачуна заканчивается, и наступает праздник солнечного рождества – Коляда (25 декабря).

Коляда – это молодое солнце, воплощение начала нового годового цикла. С этого времени начинались большие зимние святки и поворот солнца на весну. Дети и взрослые рядились в сказочных персонажей и зверей и под именем Коляды стучались в избы. Под задорные песни и пляски они требовали от хозяев угощения и желали им счастья и долголетия. Таким незваным гостям никто не отказывал, ибо обидеть колядующих, по народным представлениям, означало навлечь на себя гнев самого божества Коляды. А потому накануне рождения молодого Солнца-Коляды в домах начиналась подготовка сладостей для детей и варка кутьи – каши из цельных зёрен пшеницы или ячменя с добавлением сыта (медового взвара), изюма и орехов.

Ну и, наконец, в последний день уходящего старого года отмечали Щедрец, или щедрый вечер. В оставшиеся несколько часов до наступления праздника колядующие, так же как и непосредственно в праздник Коляды, выходили на улицу, стучались в избы, славя щедрых хозяев и в шутку хуля скупцов. «Щедрый, добрый вечер!» – отвечали им в приветствие спешащие успеть всё приготовить дома к праздничному застолью хозяева и хозяйки. Так и повелось с тех пор название этого зимнего славянского праздника.

Максим Суханов

Иллюстрация: К.А. Трутовский. Колядки в Малороссии. Вторая половина XIX века

Теги: , , ,