Образ Антона Павловича Чехова у Лины По родился мгновенно. Она сделала его практически за один сеанс. Но сильно переживала – удалось ли ей передать сходство с писателем. Она решила показать его Ольге Леонардовне Книппер-Чеховой. Актриса, увидев бюст мужа, не могла найти слов, она просто стояла и тихо всхлипывала…

Известный немецкий писатель Лион Фейхтвангер утверждал, что «человек талантливый талантлив во всех областях». Эти слова особенно характерны для Полины Михайловны Горенштейн. Успешная балерина и режиссёр-постановщик танцев, полностью ослепшая в результате тяжёлой болезни, стала прекрасным скульптором. Её несомненный дар отмечали такие мастера, как Сергей Тимофеевич Конёнков и Михаил Васильевич Нестеров.

Но сколько же душевных сил, терпения и мужества понадобилось этой хрупкой женщине, чтобы вопреки всему творить даже в самое трудное время – в эвакуации в период Великой Отечественной войны. Скульптурные произведения Лины По, под таким псевдонимом Полина Горенштейн начала выступать в театрах Киева, Мариуполя и Харькова после окончания хореографического училища, находятся в разных музеях, в том числе и в Государственной Третьяковской галерее. А в Центральном музее имени Б.В. Зимина Всероссийского общества слепых в Москве её творчеству посвящён целый зал.

Коварная болезнь разделила жизнь Полины на две части. В 1934 году она заболела гриппом, после которого у неё начались серьёзные проблемы со здоровьем. Её госпитализировали в неврологическую клинику Московского научно-исследовательского клинического института имени М.Ф. Владимирского с энцефалитом. С первых же дней болезнь протекала очень тяжело. Появились такие опасные симптомы, как потеря музыкального слуха, музыкальной памяти, известная в невропатологии под названием амузия, наступили паралич ног и рук и поражение зрительных нервов. Профессор Д.А. Шамбуров, под руководством которого проводилось лечение, обратился за помощью к выдающемуся офтальмологу академику В.П. Филатову. Лечение длилось долго. Врачам удалось избавить Лину По от амузии и паралича ног и рук. Но зрение она потеряла окончательно. Для такой творческой натуры, какой была балерина, это означало катастрофу…

Её спасло и возродило к полноценной жизни другое увлечение, которое ранее оставалось в тени танца. Д.А. Шамбуров знал, что его пациентка с детства увлекалась не только музыкой и танцами, но и рисованием и лепкой. Когда Лина По обрела возможность шевелить пальцами, он дал ей хлебный мякиш с просьбой вылепить какую-нибудь фигурку. Она стала мять кусочки хлеба, и в результате на свет появлялись забавные фигурки слоников, птичек, мышей. Там же, в больнице, она создала скульптуру, которую назвала «Вероникой». В этой задумчивой головке легко узнаваемы черты самой Полины Михайловны.

Поняв, что благодаря оставшейся зрительной памяти и навыкам, приобретённым ещё в юности, она может лепить, Лина По всерьёз занялась скульптурой. В этот самый тяжёлый период душевной и физической боли, страданий и сомнений она постоянно работала. Уже в 1937 году, меньше чем через год после выписки Лины из клиники, была открыта её персональная выставка.

Большинство скульптурных произведений, созданных Линой По в 1936–1937 годах, что неудивительно, посвящены танцу: «Арабеск», «Балерина», «Танец с покрывалом», «Прыжок»… Предыдущий опыт и воспоминания помогли ей создать настоящие шедевры.

Продолжение читайте в №4/2022 журнала «Тёмные аллеи»

Автор: Нелли Булгакова

Фото автора