Роль личности

Сергей Дягилев. Крестоносец красоты

Многие современники его не любили, считали выскочкой, другие же использовали яркие метафоры, описывая личность Дягилева. Так, Валентин Серов частенько называл его «лучезарным солнцем русской культуры», Александр Бенуа – «Петром Великим, открывшим русское искусство Европе». Андрей Белый – со свойственной ему выразительностью – «Нероном в чёрном смокинге над пламенеющим Римом». А Михаил Нестеров считал диктатором и […]

читать далее »

 
 

Человек, которого знали все и о котором ничего, по сути, не известно

Первым, кого Россия выдвигала на роль национального поэта, был «человек-загадка» – Иван Андреевич Крылов. Поэт Батюшков назвал его литератором редкой судьбы. ЛУЧШИЙ МАТЕМАТИК СРЕДИ ПОЭТОВ Жил он давно, в XVIII веке, писал басни, из которых мы храним всю жизнь немало крылатых фраз. Зачастую даже не помня, в каких именно крыловских баснях они родились. Просто щеголяем […]

читать далее »

 
 

Графиня Софья

Откликавшийся обычно почти шёпотом дверной звонок на этот раз прозвучал коротко и решительно. На площадке стояла женщина с тёмными волосами под широкополой мужской шляпой. Тёмно-серый облегающий костюм с удлинённым жакетом. Удлинённая, в складку, юбка. Тёмные, «в резинку», чулки. Мальчишечьи ботинки. Большой чёрный портфель. Модницы так в Москве не одевались. Но у незнакомки был европейский стиль, по ощущению […]

читать далее »

 
 

Михаил Чехов: «Я шёл за блуждающими огнями искусства»

Сверхактёром назвала его вахтанговская звезда тридцатых Цецилия Мансурова. Критики ещё при его жизни соревновались в эпитетах: непостижимый, гениальный, уникальный… Михаил Чехов давно стал легендой театра, русского и зарубежного. Но случилось так, что на долгие годы его имя было практически под запретом в России. И «виной» тому – всех потрясший отъезд актёра за границу – эмиграция. […]

читать далее »

 
 

Борьба за Петроград: Родзянко, Юденич и доблестные союзники

Военный министр Великобритании Уинстон Черчилль утверждал: «Наступит день, когда во всём цивилизованном мире с несомненностью будет признано, что удушение большевизма при его рождении явилось бы величайшим благодеянием для человечества». Весной 1919 года Верховный совет Антанты разработал план скоординированного военного похода на Россию. Ведущая роль в предстоящем наступлении отводилась белым армиям, а вспомогательная – войскам малых […]

читать далее »

 
 

Когда в дверь звонили, Олег Ефремов никогда не спрашивал: «Кто?»

Он появился на киноэкране в 1955 году в фильме о покорителях целины. Простое лицо Ефремова на экране завораживало, от него трудно было отвести взгляд. Всем памятны волшебные кадры из фильма «Три тополя на Плющихе», когда Ефремов взят крупным планом, – он смотрит в камеру, сквозь дождь, задумавшись о чём-то своём под чудную музыку Александры Пахмутовой. Кто-то ценил его актёрский […]

читать далее »

 
 

Атаман Григорьев: взлёт и устранение

Жизнь в украинской провинции с декабря 1918 года оказалась под контролем доброй сотни местных атаманов и батек, командовавших повстанческими, добровольческими, казацкими формированиями, набранными из крестьян. Самым ярким из таких батек был Нестор Махно (мы рассказали о нём в №3 «Тёмных аллей» за этот год), а вторым по известности и значимости был атаман Григорьев, рвавшийся к власти. «ГДЕ […]

читать далее »

 
 

Театр таков, каковы люди в стране, их любовь и нетерпение…

Санкт-петербургский режиссёр, лауреат Государственной премии России Геннадий Тростянецкий по праву считается одним из самых последовательных учеников легендарного Георгия Товстоногова. И не только потому, что учился в его мастерской во ЛГИТМИКе (сейчас это Российский институт сценических искусств), и не потому даже, что позже «Гога» – как за глаза «для краткости» называли худрука БДТ – в быту […]

читать далее »

 
 

День Победы – марш Победы

Дождь... Какой это был дождь! Сплошная серая пелена накрыла город. Бесконечные тонкие струи стирали очертания домов, улиц. Бесшумно стекали на брусчатку Красной площади. Впитывались в шинели, гимнастёрки, высоко поднятые штандарты фронтов. Никаких плащ-палаток, офицерских плащей, даже зонтов над слитной массой зрителей. И на Красной площади, и вдоль всех улиц, по которым ехала техника, шли солдаты. Ни на ком не было […]

читать далее »

 
 
 
 
Яндекс.Метрика