Ветры, богиня, бегут пред тобою; с твоим приближеньем
Тучи уходят с небес, земля-искусница пышный
Стелет цветочный ковёр, улыбаются волны морские,
И небосвода лазурь сияет разлившимся светом.
Бок о бок с юным Леонардо
«Девушка была тоненькая, рыжеволосая. Она стояла, слегка склонив голову на плечо, подняв подбородок, полураскрыв губы и улыбаясь. Когда она обернулась, молодой человек, стоявший за спиной, поклонился.
– Уилфред Дезерт? – удивилась она. – А ведь мы с вами встречались. На свадьбе Флер Монт. Я Динни Черрел, в крещении Элизабет. Вспомнили? Я была подружкой невесты.
– Я превосходно помню ваши волосы, – ответил он. – Мне тогда пришло в голову, что вы могли бы позировать Боттичелли. Вижу, что и теперь можете».
Так начинается заключительный роман «Саги о Форсайтах» Джона Голсуорси. «Женщина с картины Боттичелли», рыжеволосая, грешная Венера – образ, цитировавшийся во множестве произведений искусства, как литературных, так и живописных. В конце XIX века он даже способствовал возникновению новой художественной школы.
Один из самых значимых мастеров эпохи Возрождения, Сандро Боттичелли ярко представил флорентийскую школу живописи. Настоящее имя мастера – Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи. Его отец Мариано был кожевником. Вместе с женой Смеральдой он проживал в квартале Санта-Мария Новелла во Флоренции.
Существует несколько версий, почему мальчик получил прозвище Боттичелли, что означает «бочонок». По одной – благодаря старшему брату, толстяку Джованни. По другой – благодаря соседу-ювелиру, который носил такое прозвище и к которому Сандро отдали в ученики.
Впервые Сандро взял в руки кисть в мастерской Фра Филиппо Липпи, известного тогда во Флоренции мастера. Это произошло в 1462 году. Вскоре Липпи переехал в Сполетто, и Сандро оказался в мастерской Андреа Вероккью, бок о бок с юным Леонардо да Винчи.
Первые работы Боттичелли повторяют технику его наставников. Однако в них уже намечается собственный почерк мастера. Так, картина «Мадонна в розарии» (1470), хранящаяся в галерее Уффици в Италии, сочетает в себе черты героинь Липпи, но изящество в построении композиции – эта неотъемлемая черта картин зрелого Боттичелли – уже отчётливо видна в ней. Картина полна присущего мастеру лиризма и задумчивости.
Во Флоренции талант Боттичелли быстро заметили. С 1470 года он уже имеет собственную мастерскую и получает заказы. Мастерская располагается в престижном месте, недалеко от церкви Всех Святых, одним из учеников Сандро становится юный Филиппино, сын его учителя Липпи.
Первая картина, созданная в новой мастерской, «Аллегория силы», фактически знаменует обретение художником собственного стиля. Его замечают сильные мира сего – творчеством Боттичелли интересуется семейство герцогов Медичи, правителей Флоренции. Боттичелли зовут во дворец, где он показывает свои работы. Моделью для женских образов в это время художнику служит Симонетта Веспуччи, фаворитка младшего из братьев Медичи, Джулиано. Боттичелли становится известным портретистом, он пишет портреты придворных и известных в городе личностей.
Величайшее чудо
В картине «Поклонение волхвов» Боттичелли изобразил представителей семейства Медичи и самого себя. «Произведение это, – отмечал в биографии Боттичелли художник Джорджио Вазари, – величайшее чудо, и оно доведено до такого совершенства в колорите рисунка и композиции, что каждый художник и поныне ему изумляется».
Слава Боттичелли быстро распространилась за пределы Флоренции. И вскоре о нём узнали в Риме. Кардинал Родриго Борджиа, известный ценитель искусств, посоветовал папе Сиксту IV пригласить Боттичелли для выполнения работ в только что построенной папской капелле.
В 1481 году Боттичелли прибыл в Рим. Вместе с художниками Гирландайо, Роселли и Перуджино ему было поручено украсить фресками стены капеллы. Боттичелли создал для капеллы три фрески «Призвание Моисея», «Искушение Христа», «Наказание Авирона».
Кардинал Борджиа покровительствовал мастеру и частенько звал в свой дом, за свой стол. Это покровительство и близость мастера к семейству Борджиа до сих пор не дают покоя искусствоведам, ведущим давний спор о женском прототипе самых знаменитых картин мастера «Весна» и «Рождение Венеры». Кто стал вдохновительницей шедевров: уже отошедшая в мир иной Симонетта Веспуччи или юная дочь кардинала, рыжеволосая, непокорная Лукреция? Точного ответа на этот вопрос так и не найдено, но сторонников Лукреции значительно больше.
Кардинал Родриго Борджиа, будущий папа Александр VI, по происхождению был испанцем. Несмотря на монашеские обеты, кардинал довольно долго сожительствовал с обедневшей дворянкой Ваноццой де Катанеи, которая подарила ему троих детей: будущего полководца герцога Чезаре Борджиа, Джованни Борджиа, известного воина и политика, а также будущую первую красавицу Рима герцогиню Лукрецию Борджиа.
Ослепительно рыжая
Образ Лукреции Борджиа воспет в многочисленных произведениях искусства – романах, поэмах, операх, кинофильмах. Лукрецию представляли то кротким ангелом, то исчадием ада. Мужчины сходили по ней с ума, в Риме и по всей Италии распространялись самые невероятные сплетни, что Лукреция якобы сожительствует со своим отцом и братьями. Легенды слагались о невероятных сокровищах Борджиа, о напитанных кровью жертв рубинах, сверкающих в ожерелье Лукреции. Но… до сих пор искусствоведам не известно ни одного достоверного портрета великой римлянки, и вполне может статься, что знаменитые картины Боттичелли, боготворившего её, и есть её единственное правдивое изображение. Именно Лукреция Борджиа была первой «женщиной с картины Боттичелли».
Современник так описывал внешность Лукреции: «Герцогиня среднего роста, отлично сложена. Лицо продолговатое, нос правильной формы, волосы ослепительно рыжие и искрящиеся, зеленоватые глаза. У её светлости красивая, стройная фигура. Она всегда весела и улыбчива».
Во времена, когда Боттичелли начинал работать в капелле, Лукреция была ещё ребёнком. Она росла у него на глазах, и сперва их связывала нежная дружба. Лукреция, простоволосая, босиком, в простом платье горожанки, прибегала в мастерскую, где художник работал над эскизами, чтобы наблюдать, как он творит. Она приносила ему еду – любимые испанские оливки и холодное мясо с хлебом.
В те времена девочки взрослели рано. В 10 лет Лукреция уже была помолвлена с двоюродным племянником миланского герцога Сфорца и в 12 лет вышла за него замуж. О её любовных отношениях с Боттичелли достоверных фактов не сохранилось. Боттичелли никогда не вёл дневников, вообще ничего не записывал. Он никогда не был женат, ни одна из придворных дам или простолюдинок ни во Флоренции, ни в Риме никогда не считалась близкой к нему. Ходили слухи, что мастер дал монашеский обет, но Лукреция соблазнила его и позировала ему обнажённой.
Невероятные россказни
После замужества Лукреции художник возвращается во Флоренцию. Вскоре до него доходят слухи, будто супруг узнал о любовной связи герцогини с художником и в порыве ревности убил Лукрецию, точнее, уничтожил её душу. Зимой Лукреция сильно простудилась. И герцог Сфорца послал за неким Домеником Салкедо. Тот был известен во всей Италии тем, что обладал редким даром – он был ловцом вампиров. Когда где-то обнаруживалась эта нечисть, Салкедо ловил её и убивал.
И вот, желая отомстить Лукреции, супруг решил сделать её вампиршей. Якобы Салкедо в точности исполнил приказ. Он доставил во дворец отловленного где-то вампира, и после его укуса Лукреция превратилась в настоящее исчадие ада. Правда, и сам герцог Сфорца по какой-то причине тоже вдруг превратился в вампира. Во всяком случае, он долго не выезжал из дома. Поговаривали, что он боится солнечного света.
Все эти невероятные россказни Боттичелли услышал в трактире от странствующего монаха. Он возмутился до глубины души и за одну ночь в мастерской написал картину «Клевета», на которой впервые появляется женский образ, повторенный позднее в картине «Рождение Венеры». Образ, безусловно навеянный воспоминаниями о прекрасной Лукреции Борджиа.
На следующее утро Боттичелли поехал в Рим. Он боялся, что к его приезду Лукреция умрёт, так как по пути он всё время слышал о её тяжёлом состоянии. Но в день приезда художника Лукреции стало лучше.
Виктория Дьякова
Целиком статью читайте в №2/2020 журнала «Тёмные аллеи»