Британский писатель Редьярд Киплинг, побывавший на руинах южноиндийской столицы в Хампи и впечатлённый её величием, увековечил это место в своей «Книге джунглей». Спустя полтора века здесь продолжают поражать путников своим великолепием храмы и статуи, а нахальством – обезьяны.

«Маугли никогда ещё не видывал индусских городов и, хотя перед ним громоздились развалины, они показались ему изумительными и великолепными. Когда-то, очень давно, король построил город на холме… В стены корнями вросли деревья; укрепления расшатались и обвалились; из окон стенных башен косматыми прядями свешивались густые лианы… Обезьяны называли это место своим городом… А между тем они не знали назначения строений и не умели пользоваться ими. Обезьяны часто садились кружками в зале совета короля, чесались, отыскивая блох, и притворялись людьми…» Так у Киплинга руины Хампи увидел мальчик Маугли, и с той поры тут мало что изменилось. Разве что джунгли, которыми некогда зарастал древний город, давно вырублены, храмы и дворцы освобождены от лиан и официально внесены в список объектов всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Теперь они – главная археологическая достопримечательность индийского штата Карнатака.

Хампи – это не только памятники старины, но и священное место, почитаемое индуистами. Сам причудливый рельеф местности как будто изначально предопределил её сакральное назначение. Горы, окружающие забытый город, сложены из гигантских гранитных валунов, громоздящихся друг на друге, словно жемчужины в ларце махараджи. На одной из этих гор, по легенде, родился обезьяний бог Хануман, а рядом разворачивались события древнеиндийского эпоса «Рамаяна».

Много тысяч лет назад, когда бог Вишну воплотился на земле в облике героя Рамы, здесь было царство ванаров – людей-обезьян. Рама пришел сюда в поисках своей жены Ситы, украденной демоном Раваной. Тут он познакомился с Хануманом, принял участие в обезьяньей междоусобице и вернул трон их законному царю. Отсюда же, во главе армии обезьянолюдей и медведей, Рама двинулся на Шри-Ланку освобождать свою похищенную супругу.

В Хампи сохранилось несколько храмов, посвящённых Раме. На их стенах вырезаны барельефы, иллюстрирующие сцены из «Рамаяны». Исследователи обсуждают истоки мифа о дружбе людей с человекообразными обезьянами. Некоторые даже полагают, что в нём отразились реалии первобытных времён, когда человек разумный соседствовал с неандертальцами. Как бы там ни было, но обезьяны до сих пор не оставили Хампи. Они прячутся в тени храмов, взбираются на головокружительную высоту пирамидальных ворот-гопур, пристают к туристам. Мартышки берут еду прямо из рук, а если им ничего не дают, могут запросто и сами выхватить что-нибудь съестное или украсть понравившуюся им вещь. Так что Хампи, в некотором смысле, так и остаётся «царством обезьян».

В индийской мифологии вселенная не вечна, и даже боги смертны. Их жизнь измеряется многими тысячами лет и в сравнении с человеческим существованием может показаться бессмертием. Но рано или поздно боги умирают. В незапамятной древности так случилось с супругой грозного Шивы. Безутешный, он отправился в Хампи и на одной из скал погрузился в глубокую медитацию. Шли века, а Шива всё не прерывал своей траурной аскезы. Его возлюбленная уже обрела новое рождение как богиня Парвати и тщетно ждала, когда же он, наконец, снова возьмёт её в жёны.

Наконец, бог любви Кама подкрался к медитирующему Шиве и выстрелил ему в сердце из своего волшебного лука, надеясь разжечь в нём страсть к прекрасной Парвати. Разгневанный Шива испустил огненный луч из своего третьего глаза и испепелил дерзкого Каму. Небожители пришли в отчаяние и в один голос запели ведические гимны, наполнив космос своей пронзительной мольбой. Они живописали Шиве страдания существ во всех трёх мирах и жалкую участь вселенной, от которой он так надолго отрешился. Они молили его воссоединиться со своей второй половиной. И тогда бог смилостивился, прервал медитацию и согласился снова вступить в брак.

Скала, на которой, по преданию, медитировал великий бог, в последующие века была застроена крохотными молельнями. На месте свадьбы Шивы и Парвати, приблизительно в IX столетии, появился грандиозный храм Вирупакши, самый большой в округе. Протекающая неподалёку река зовётся Пампой, по одному из имён очаровательной богини. Раньше так называлась вся эта местность, но со временем «Пампа» трансформировалась в «Хампи».

Шиву здесь чтили особо. Свидетель тому – трехметровый гранитный лингам, символ священного мужского начала, крупнейшая историческая реликвия такого рода во всей Индии. Рассказывают, что его сделали по заказу одной бедной женщины, которая была очень предана Шиве. Она всю жизнь собирала в горах целебные травы, продавала их на рынке и каждый день откладывала по монетке для осуществления этой заветной мечты. И ей удалось возвести гигантский Шива-лингам, на который люди теперь тоже бросают монеты в память об этой трогательной истории и в надежде на исполнение своих желаний.

Обилие гранитных валунов в Хампи способствовало расцвету ваяния и зодчества. Тут сохранились две статуи, высотой 2,4 и 4,5 метра, изображающие Ганешу – бога с головой слона, сына Шивы и Парвати, которому индусы молятся об удаче в делах, об устранении всех препятствий. Но самой большой скульптурой древнего города является изображение Нарасимхи – аватара бога Вишну в виде человека-льва, – достигающее 6,4 метров! Все эти громадные статуи в Хампи высечены из цельных монолитов.

Рамазан Джигиль, фото автора

Продолжение в №9/2017 журнала «Чудеса и приключения», стр. 78 — 81

 

Похожие статьи:

Теги: , ,