Русский человек всегда умел удивить мир своей смекалкой и необычными задумками. Кажется, сумел и на этот раз… Из Москвы стартовала вокруг света очень оригинальная экспедиция.

Участники экспедиции «Вокруг света – на УАЗе» проехали около 20 стран Западной Европы и вернулись в Москву для подготовки гораздо более сложного и длинного маршрута – через Россию, страны Южной Европы, Африки, Северной и Южной Америки, Африки, Австралии – далее везде.

Экспедиция побывает на всех материках, кроме Антарктиды, и пересечёт три океана, проведя в дороге два года. Не на «тойоте», не на «лендровере». На «буханке» – «УАЗе-452». На сельской автолавке!

Легендарный Фёдор Конюхов уже дал молодым москвичам пастырское благословение. А Общественная палата РФ пригласила путешественников на круглый стол. В рамках выступлений руководитель проекта, организатор автомобильных экспедиций по 70 странам мира, Александр Морозов отметил, что «впервые отечественный автомобиль проедет по всем континентам и привлечёт внимание к нашей промышленности. Мы будем встречаться с местными жителями, рассказывать о нашей стране, о том, что в России всё несколько по-другому, нежели показывают зачастую зарубежные СМИ».

О самом путешествии рассказал соучредитель экспедиции, человек, исколесивший почти весь мир, Николай Баландинский:

– Это не нон-стоп и не автопробег. Путешествие многоэтапное, размеренное, с достаточно подробным знакомством с теми странами, через которые мы проедем. Африканский этап, к примеру, разбит на три части, это связано как с климатическими особенностями, так и с особенностями оформления виз. Я общался с посольствами Нигерии, Камеруна, Гвинеи, Гвинеи-Бисау. Реакция людей была: они эту машину помнят. Они на таких в детстве ездили, у них все машины были наши. Куда вы делись, спрашивают?

В этом году мы поедем по Западной Африке, на следующий год – по американскому континенту, из Южной Америки в Центральную, затем – США и Канада. В 2019 году машину контейнером перевезут в Австралию.

Мы будем предпочитать непроторённые дороги, те города и места, которые малознакомы нашей публике или труднодоступны вообще. Во многом наша «буханка» станет первой ласточкой на будущих туристических маршрутах.

Мы надеемся на техническую помощь производителя, так как машину всё же нельзя назвать супернадёжной. В нашей стране к этой экспедиции отношение скептически-ироничное. 90 процентов общавшихся с нами задавали вопрос: «А за вами ещё одна машина с деталями поедет?»

За рубежом отношение к машине абсолютно другое. Ностальгическое.

– Скепсис на родине связан с некоторыми мифами, – дополнил Николая Александр. – Любители бездорожья часто берут машины 70-х годов, восстанавливают их, выглядят они брутально на больших колёсах, но срок их годности на пределе. Марка тут ни при чём, но возникает стереотип: наши автомобили ненадёжны. Могу сказать вам, что за 25 000 километров, которые мы проехали, у нас не было ни одной поломки. Одна из задач нашего путешествия – поломать эти стереотипы. Европейцы смотрят на «буханку» и видят, что машина до сих пор на ходу, она до сих пор выпускается и стоит, по их меркам, смешные деньги. Индусы носятся со своим сверхдешёвым «Нано», без приборов, который полноценным автомобилем-то нельзя назвать, а у нас полноразмерный, полноприводный микроавтобус по цене подержанной малолитражки. Это легендарный внедорожник! Он на конвейере с 1965 года, а по сути – с 1958-го!

Мы планируем проехать 100 стран. Мы в Европе уже проехали 18 государств и видели феноменальный интерес к нашему проекту и к машине. Главное – знакомить иностранцев с Россией и русскими людьми. Чтобы они узнавали нас, чтобы исчезали страхи от ложных стереотипов.

– Главное для нас – это общественная дипломатия, – включился в беседу один из спонсоров проекта. – Возможность диалога с людьми. Ваша задача – наводить мосты! И ваша машина способна это делать через ретровоспоминания пожилых людей и интерес молодых, которые ничего похожего не видели. Именно молодёжь со своей энергией будет помогать общению. И это станет теми тонкими мостиками, которые начнут связывать людей в наше непростое время. Это полностью созвучно формату прошедшего фестиваля молодёжи и студентов в Москве и Сочи.

– За рубежом есть множество клубов с автомобильной тематикой, схожей с вами, – взял микрофон представитель одного из интернет-каналов. – Вы собираетесь контактировать с ними?

– Обязательно будем с ними встречаться, – ответил Морозов. – В Италии есть один из крупнейших в мире клубов владельцев наших «УАЗов», мы непременно к ним заедем. В Чили у нас очень хорошие отношения с клубом любителей «лендроверов». Когда мы остановились в кемпинге на берегу озера Балатон в Венгрии, там проходило 70-летие выпуска немецкого микроавтобуса, похожего на наш. Когда мы въезжали туда, это был фурор. Нас на руках качали. Легендарные, узнаваемые во всём мире машины, такие, как наша, – это мост между прошлым и настоящим, между настоящим и будущим.

– Мы с помощью «мягкой силы» хотим привлечь как можно больше людей, чтобы рассказать, какие есть в России интересные проекты, – добавила председатель Елена Сутормина. – Что у нас действительно есть гражданское общество, если есть такие активисты.

– У вас существует программа встреч или всё спонтанно? – спросили Николая Баландинского участники круглого стола.

– Я готовил африканский этап, и там во всех странах о нашем проекте знают как частные структуры, так и государственные, мы вызвали громадный интерес начиная с чиновников и кончая владельцами отелей. Там масса людей, говорящих по-русски. Они готовы с нами сотрудничать, и они обижались, почему наших там так долго не было. Для нас главное – знакомить зрителя и читателя с жителями и достопримечательностями разных стран через призму доброго юмора. А иностранцев – знакомить с Россией тем же способом.

Антон Васильев

Фотографии Николая Баландинского

Теги: , , ,