obitel_shutterstock_222272566Удивительно, но Томас Мор и Кампанелла описывали свои города идеального будущего, очень похожие на древний город инков Куско.

 Город блистающей радуги

На древнем языке инков название города Куско произносилось немного иначе – Коско и переводилось, как «пуп» или «центр». Символом Куско является радуга. Интересно, что у многих индейских народов, как в Латинской, так и в Северной Америке, именно радужный цвет символизирует середину мира.

Мы летим в Куско – город блистающей радуги, о котором сложено множество легенд. Высокие горы держат его в ладонях, охраняя от холодных ветров. Горы покрыты вечными снегами и поэтому носят название Кордильера-Бланка.

Самолёт – «небесная рыба», как назвал его Хосе Мария Аргедас, певец индейской души, – начинает снижаться, и горы становятся ближе. Они уже не такие огромные. Это другие, очеловеченные горы. Я уже могу разглядеть тонкую линию дороги, проложенной от одного озера к другому, от одного островка возделанной земли к следующему, словно бусины ожерелья, сотворённого руками людей.

Для индейцев горы живые. Дороги, проложенные по Кордильерам, – тысячи тысяч шагов, связанных пением флейты, ибо это пешие дороги, а в пути индейцы всегда поют, сокращая путь.

Путешественник, подходя к столице империи инков, восклицал: «Приветствую тебя, великий Коско!», а когда покидал её пределы, то идущие навстречу люди из уважения здоровались с ним первыми – ведь он уже побывал в «центре мира», как обычно переводили название Коско. В пору его расцвета, в начале XVI века, здесь проживало людей больше, чем в Лондоне, крупнейшем из городов Европы того времени.

Неужели я действительно здесь? Мне хочется, как паломнику, поцеловать обетованную землю. Но под ногами – асфальт лётного поля, а не земля…

 памятник shutterstock_283707005Пачакути – Петр I империи инков

Куско расположен в горной впадине. Несколько тысячелетий назад она была дном огромнейшего озера. Возможно, ещё более огромного, чем гигантское озеро Титикака, из вод которого, по преданию, вышли первые инки. Человек издревле заселил эту гигантскую чашу, осушённую временем. Ныне от доисторического озера осталось лишь несколько «капелек» в окрестностях Куско – это небольшие водоёмы, заросшие камышом, где любят отдыхать рыбаки.

Люди здесь жили задолго до того, как возник великий город.

В одной из самых странных легенд, которые собрал, словно осколки разбитых чаш, Хосе Мария Аргедас, говорится, что бог Инкарри создал Куско, приказав камням соединиться в стены. Камни покорно исполнили это. Когда Куско был сотворён, Инкарри стал искать место, подходящее для него. Найдя идеальную долину с помощью золотого жезла, Инкарри переместил в неё готовый город.

В реальности же Куско создал человек, по своему могуществу и силе воли не уступавший богу. Древняя часть города Куско выстроена в виде огромной пумы. Таким его сделал Пачакути – единственный инка, который взошёл на престол империи Четырёх сторон света в 1438 году и правил ею до смерти в 1463-м.

Каким был город до него, никто не ведает. Пачакути, как наш Пётр Великий, кардинально преобразовал свою страну и существенно расширил её границы. Это был правитель чрезвычайно умный, властный и решительный. По его повелению переселялись целые народы, он заставил заново переписать историю, а чтобы прошлое было забыто – убить его хранителей, мудрецов.

Дословно имя Пачакути означает «сотрясающий землю». Кроме этого, лежащего на поверхности смысла, как и у многих имён кечуа, у него есть и более глубокий – «тот, с кого начинается новая эра».

Этому неистовому реформатору прощают жестокость и сотни загубленных душ, поскольку результатом его деятельности стала необычайно мощная империя, равной которой не было на континенте и, возможно, не будет никогда.

Без преувеличения можно сказать, что Пачакути – одна из величайших личностей в мировой истории. Памятники ему и ныне возводятся в городах Перу, его именем называют улицы, и перуанцы относятся к нему с любовью и почтением.

Он ввёл на территории огромной империи единый язык – кечуа, позволивший многочисленным народам свободно общаться между собой, он заложил прекрасные города, которые сегодня ошеломляют своей мощью и гармонией.

В его стране не было нищих и голодных, ибо каждый нуждающийся мог брать из общих запасов столько, сколько ему необходимо. Но не было в ней и праздных людей, поскольку все граждане империи, даже сам правитель, обязаны были трудиться с детства. Каждый непременно получал профессию, такую, какая нужна государству. И работал не только на себя, но и на общество.

Так сообща прокладывались каналы, строились мосты, возводились крепости и общественные здания. Крестьяне отдавали государству часть своего урожая, ткачихи – часть пошитых им покрывал, сотканных ковров и т.д.

Денег у инков не было, а значит, не было всех несчастий, связанных с ними. Можно было только обменять плоды собственного труда на плоды труда другого человека. Три «кита», на которых строилась жизнь этого государства: не обманывай, не ленись, не воруй.

«Да это же утопия!», – воскликните вы. И будете правы. Именно рассказы об империи инков породили в Европе идеи, которые были названы утопическими. Великие утописты Европы, такие как Томас Мор и Кампанелла, описывали свои города идеального будущего, удивительно похожие на Куско. К тому же оба этих утописта помещали свои идеальные города именно на американском континенте! Можно сказать, что «призрак город shutterstock_182830091коммунизма» начал бродить по Европе не без помощи инков.

 
Волшебное платье принцессы

Каждый простой предмет, которым пользуются индейцы, таит в себе ещё один, более глубокий, сакральный смысл. Такова особенность бытия этих людей: обыденное и высокое в нём неразрывны. Может, именно в этом секрет божественной красоты, которой наполнены индейские кувшины и ткани, песни и древние храмы.

Известно, что инки отличались высоким ростом, черты лица у них были красивыми и необычными. И они владели тайнописью, которая была скрыта в узорах на их одеждах и на священных кубках – керо.

Этот секрет удалось раскрыть перуанской исследовательнице Виктории де ла Хара. Свои исследования она начала… с легенды. По преданию, задолго до прихода испанцев в Тауантинсуйю вспыхнула эпидемия. Жрец-прорицатель поведал, что остановить её можно лишь одним способом – запретить письменность в стране! Столь великая жертва со стороны людей умилостивит богов. Верховный инка приказал уничтожить все письмена и больше не учить грамоте народ. С тех пор письменность стала тайнописью, доступной только избранным. Избранными, конечно же, были члены царствующего дома инков.

Инки во многом оставались загадочными для своих подданных. Они говорили на особом языке, непонятном «простым смертным». Родным языком инков был пукина, а не кечуа. На пукина до сих пор говорят уро – народ с плавучих островов на озере Титикака, за сотни километров от Куско. Именно к такому выводу пришла Виктория де ла Хара, которая назвала эту тайнопись «токапу».

В Куско хранятся картины знаменитой художественной школы, созданной индейцами, которые учились живописному искусству у европейских мастеров. На некоторых из этих картин они ещё успели запечатлеть инков в их великолепных одеяниях. Платье принцессы стало волшебным пологом, за которым пряталась тайна письменности инков.

На этом платье узор состоит из отдельных законченных «картинок». Чтобы понять их смысл, Виктория де ла Хара обследовала две тысячи образцов древних тканей, сохранившихся в гробницах на полуострове Паракас. И древние ткани заговорили. Сочетания цветов и линий оказались посланиями!

Учёные склонны рассматривать древнеперуанские тексты не как примитивное письмо, а как высокоразвитую символику.

Остались письменные свидетельства о том, что в одном из храмов Куско хранились огромные полотнища с письменами инков. Они были якобы вставлены в золотые рамы. Предполагается, что на этих полотнищах можно было прочесть историю инков, а также законы, которые действовали в Тауантинсуйю, и даже понять устройство мироздания, каким его представляли инки.

Традиция зашифровывать в узорах на одежде важную информацию жива до сих пор. По узорам, вытканным на пончо и шапке крестьянина-индейца, и сегодня можно «прочесть», из какого селения он пришёл. Его одежда – это поэма любви к милому дому, она согревает не только тело, но и душу.

Ритта Козунова

Фотография — shutterstock.com ©

Продолжение читайте в сентябрьском номере (№9, 2015) журнала «Чудеса и приключения»

Теги: , , , ,