На втором году нового века мне довелось стать участником исторического события – Международного парусного похода-регаты «Каспий-2002». А дело было так…

Астраханский областной водно-парусный центр «Ривмар» поставил благородную цель – возродить традиционные регаты на Каспии. Маршрут похода был таков: Астрахань – Актау (Казахстан) – Киндерлинская бухта (Казахстан) – Баку (Азербайджан) – Энзели (Иран) – Астрахань. Всего около двух тысяч километров.

Россию, Астраханскую область, представляли экипаж 52-футовой парусно-моторной яхты «Адмирал»», четвертьтонник «Лицей» и морской, пяти тонн водоизмещения, катамаран «Лидер».

Первый этап проходил 3–7 сентября. Сильно штормило почти шестьдесят часов! Ветер 25–27 м/сек. «раздул» море до четырёхметровой волны. Из-за непогоды и поломки связи был потерян катамаран «Лидер» с детской командой на борту.

Пока шли их поиски, суда ремонтировали паруса, такелаж и двигатели. Шторм не утихал. Низкосидящий «Лицей» в итоге отправили обратно в Астрахань.

Через двое суток нашли катамаран: все на нём были живы и здоровы. Но из-за пережитого волнения экипажу пришлось отстаиваться в Баутино, в 90 милях от Актау.

Второй этап регаты (бухта Киндерли – Баку) пришёлся на 11–16 сентября с участием только двух яхт: «Лидер» и «Адмирал». Но уже в Киндерлях на «Адмирале» обнаружили поломку двигателя. В условиях похода ремонт был невозможен, и тогда приняли решение продолжить поход исключительно под парусами и со вспомогательным подвесным мотором. С учётом лоции Каспийского моря это было очень непросто. А ведь впереди ещё две трети пути! Но и бесславно заканчивать поход не хотелось.

И экипажи приняли общее решение: «Только вперёд!»

Пребывание в Азербайджане прошло исключительно тепло, но уже ждал третий этап регаты Баку – Энзели, провинция Гилян в Иране. Вышли 19 сентября при встречном шторме. В результате – потеря пера руля у катамарана «Лидер». Поэтому за два дня визита, кроме официальных встреч, спешно устраняли поломки. Экипажи в кратчайшие сроки сварили металлическое перо руля, и 21 сентября, в присутствии доброй половины города, под прощальные гудки иранского лоцманского судна астраханцы отправились домой, унося добрую память об этом экзотическом уголке Каспия. До родных берегов было более шестисот морских миль…

Зато в итоге яхтенного марафона договорились с Казахстаном и Азербайджаном о возрождении Международных парусных регат «Золотой Нактоуз» и участии юных мореплавателей в Международных детских парусных соревнованиях.

Азербайджанская сторона подключилась к строительству парусно-моторной учебной шхуны, предназначенной для курсантов на Каспии.
И обо всём было написано в книге «Каспийская Одиссея: путевые заметки кока» и рассказано в одноимённом 5-серийном телефильме в редком жанре документальной трагикомедии. Он получил специальный диплом XII Московского международного фестиваля приключенческих фильмов.

Нет, недаром замечательный астраханский поэт Александр Сахнов написал: «Мы – астраханцы. Нам не живётся / от маяков вдали. / Волга приснится – сердце забьётся / лодкою на мели».

Евгений Дегтярёв

Фото Г. Приезжевой и В. Ушивцева