ОзероКак побывать в Конго, не пересекая океан.

 Заходите к нам на огонёк

Чёрный континент всегда вызывал особый трепет и любопытство: таинственная религия Вуду, ритуальные танцы и жертвоприношения, совершенно чужая культура и, говорят, ещё встречающийся каннибализм – как без экзальтации отнестись ко всем этим африканским прелестям и причудам? Как уберечься от великого соблазна попасть туда, где колышутся в раскалённом мареве сладкого, как патока, воздуха, белые барханы африканских песков?

…Озеро Сукко – малахитовое, густо-зелёное, по берегам покрытое зарослями реликтовых можжевельников и диких фисташек, а прямо из воды здесь растут болотные кипарисы, родина которых – Южная Америка. Как они попали в эти края – загадка, на которую никто не знает ответа. Купаться в озере нельзя. Бытуют слухи о глубоких воронках и опасных водоворотах, которые затягивают вглубь легкомысленных купальщиков. Однако кому-то кажутся более достоверными легенды об обитающем здесь чудовище с длинной змеиной шеей, маленькой головой и огромным туловищем: оно-то, дескать, и утаскивает людей и собак в свои вязкие зелёные глубины.

Никаких указателей и карт местности здесь нет. Идём через дамбу, и… дорога кончается. Только внимательно присмотревшись, можно увидеть едва заметную тропинку, ныряющую в густые заросли можжевельника. Она то резко взмывает вверх, то внезапно падает вниз, под самый обрыв, то вдруг теряется в высокой траве. Темнеет. Лишь яркие огоньки проглядывают вдалеке.

Вдруг слышим музыку. Ритмичные звуки манят и пугают. И мы идём на эти огоньки и таинственные звуки. Но они почему-то никак не приближаются. Уж не попали ли мы, как герои фильма ужасов, в заколдованный круг?

 Шаманы, воины, жрецы

В африканскую деревню попадаешь внезапно, когда уже думаешь: пора поворачивать назад, потому что огоньки – это обман зрения, а музыка – слуха. Деревня кажется миражом, неожиданным в этой местности – большая, с тростниковыми крышами, огромными деревянными статуями африканских божеств и отовсюду смотрящими на нас чёрными масками, внушающими одновременно и страх, и любопытство.

Эту местность неподалёку от горного озера Сукко в Краснодарском крае, в предгорьях Кавказа, так и называют – африканская деревня, и обитают в ней настоящие выходцы из Центральной Африки – Конго. Как они попали в эти края, почему решили здесь обосноваться – такая же загадка, как кипарисовое озеро и обитающее в нём чудовище.

Говорят, около 15 лет назад несколько африканцев учились в университете Краснодара, а окончив его, не захотели возвращаться в свою страну. Чем заняться в России? Попробовав себя в строительстве и торговле, поняли, что больших денег этим не заработаешь. Вот тогда-то и появилась в горах Сукко первая хижина, в которой поселились уроженцы Республики Конго. Одетые, как положено настоящим местным жителям: воины с копьями, жрецы с опахалами и ритуальными масками, знающие не только французский и русский, но и язык лингала, принятый в Конго с древнейших времён, – они предлагали с ними сфотографироваться и получить автограф, на что, собственно, первое время и жили. Потом их стало больше, и вот появилось целое поселение, где выходцы из Африки не только живут, но и демонстрируют национальные древние и современные танцы, предлагают экзотические блюда и напитки, а также рассказывают удивительные истории из жизни конголезцев.

 Котелок с черепами и специями

В Конго до сих пор нередко можно встретить колдуна. Причём колдуны эти бывают как добрыми, так и злыми. Например, представители религии Пало-Майомбе имеют недобрую славу из-за склонности к чёрной магии, некрофилии, мести и извращённым убийствам. Воздаяния майомберо избегают, «подкупая» богов: предлагают им пищу, напитки, деньги и приносят в жертву животных. Считается, что за плату эти маги готовы наслать порчу или смерть на кого угодно. Многие так сильно боятся майомберо, что даже говорить о них осмеливаются только шёпотом. Эти колдуны прибегают к помощи сил природы, особенно моря и лесов, и используют магические силы растений, особенно дерева сейба.

Одна из самых важных для колдунов вещей – это его нганга: магический котёл, изготовленный собственноручно. В котле хранятся человеческие черепа, кости, кладбищенская земля, пыль с перекрёстков, ветки, травы, насекомые, скелеты небольших зверей и птиц, острые специи. После сложных ритуалов этот котёл становится «микрокосмом». В нём живут духи мёртвых, выполняющие задания мага. За хорошую работу палеро даёт духам кровь петуха. Природные духи воспринимаются приверженцами пало-майомбе как «чистая энергия». Этим духам нельзя приказывать, их невозможно «обуздать» или умилостивить; они имеют свои правила, и эти правила нельзя нарушать.

Наталья Лескова

Продолжение читайте в ноябрьском номере (№11, 2015) журнала «Чудеса и приключения»

Теги: , , ,