Профессия – ледовый разведчик

Для большинства людей лед – это всего-навсего
замерзшая вода, простое вещество.
Фарли Моуэ

Удивительная профессия

В мире огромное количество интересных и необычных профессий. Хочешь интересную жизнь – выбирай любую! Но случилось так, что я без памяти влюбилась в ледовую полярную сказку и захотела быть ни больше ни меньше как Снежной Королевой!  И задумалась, а какая же профессия является самой полярной? Кто изучает полярные льды? Гидрологи, океанологи, гидрографы, гляциологи, климатологи… В конце концов я нашла самую полярную профессию, которая сочетает все названные. Это ледовые разведчики.

В Морском словаре можно прочитать, что «ледовая разведка» — это «инструментальное и визуальное наблюдение за ледовой обстановкой, которая проводится с помощью самолетов, вертолетов, метеорологических искусственных спутников Земли, кораблей, наземных и дрейфующих гидрометеостанций, а также дрейфующих автоматических радио метеостанций» [1].

Разведчик всегда первый

По цвету, блеску, форме льдов специалист может оценить состояние льдов и спрогнозировать, что будет на их месте через несколько недель. Без поддержки ледовой разведки невозможно движение по трассам Северного морского пути. Без таких оценок и прогнозов нельзя поставить дрейфующую ледовую станцию. Как только принимается решение о создании такой станции, в работу включаются ледовые разведчики. Необходимо найти многолетнюю надежную льдину, на которой безопасно не только разместить станцию, но и построить взлетно-посадочную полосу. При этом убедиться, что нет угрозы разлома этой льдины.

Современная радиолокационная съемка позволяет вычислить толщину льдины. Но все равно ничто не заменит человеческий взгляд и человеческий опыт. Валентин Аккуратов, полярный штурман, писал: «Любопытное явление: на высоких широтах чувства вступают в острый конфликт с расчетами. Расчеты неопровержимо показывают одно, а чувства упорно твердят другое»[2]. Поэтому для более точной оценки приходится садиться на льдину. Безопасной такую профессию точно не назовешь.

Фото с сайта http://будущее-арктики.рф

Моржи-помощники

Ледовые разведчики должны быть специалистами не только в таких науках, как гляциология, физика, метеорология. Они просто обязаны знать биологию, особенно такой ее раздел, как зоология. В своей книге «В Арктику мы вернемся…» ледовый разведчик Валерий Купецкий рассказывает, как моржи помогают изучать льды. Например, иногда скопления моржей обнаруживаются в глубине льдов. Но моржи не могут жить среди сплошных льдов! «Ученых осенила догадка: уж если животные забираются в массивы льдов, то делают это, видимо, надеясь на лучшее, на разрушение льдов» [3]. Очевидно, что моржи чувствуют теплые подледные течения, которые скоро разрушат льды и принесут много еды.

Герои ледовой разведки

Профессия ледового разведчика родилась в России. Первую ледовую разведку выполнил в 1914 году Ян Иосифович Нагурский, который помогал пробираться сквозь льды судну, шедшему на поиски пропавшей экспедиции Георгия Седова.

Всю свою жизнь посвятили этой опасной и героической профессии такие профессионалы разведки как Юрий Матвеевич Барташевич, Николай Тимофеевич Субботин, Константин Николаевич Михайлов, Виктор Иванович Решеткин, Виктор Николаевич Щербинин. В навигационном отчёте за 1989 год начальник научно-оперативной группы восточного района Арктики Валерий Купецкий написал: «Не следует надеяться, что … спутник или высотный самолёт заменит глаз человека. Система действенна только в комплексе. Спутник освещает льды сразу на нескольких морях, но не «видит» битого массива. Высотный самолёт фиксирует через облака и туман «шероховатость» поверхности моря, не замечая мелких и битых льдов» [4]. В 1991 году самолетная ледовая разведка почти перестала существовать, уступив место современным методам спутниковых съемок. Но Валерий Купецкий смотрел далеко вперед. В нашей стране в 2019 году появилась ледовая летающая лаборатория на базе самолёта ледовой разведки Ил-114 ЛЛ.

К сожалению, я не нашла женских имен в ряду знаменитых ледовых разведчиков. И очень надеюсь, что мне или другим девчонкам моего шумного и бойкого поколения удастся попасть в их компанию.

Литература:

  1. Толковый военно-морской словарь. http://find-Info.ru/doc/dictionary/naval/index.htm
  2. Валентин Аккуратов, На новых трассах/ Политуправление Главсевморпути, Библиотечка „Стахановцы Арктики", книжка 37. Издательство Главсевморпути, Москва-Ленинград, 1941. http://www.polarpost.ru/Library/Akkuratov-Trassi/main-akkuratov-trassi.html
  3. Купецкий В.Е. В Арктику мы вернемся…[сб.ст.] – Магадан: ООО «Новая полиграфия», 2005. – 299 с.
  4. Спирин С.Последняя разведка. https://www.ks87.ru/25/172/10202.html