Введение

Современный этап развития человечества характеризуется повышением интенсивности использования Мирового океана, расширением экономической и научной деятельности на континентальном шельфе и дне Мирового океана.

Вот уже 300 лет Россия входит в число ведущих морских держав мира. Одним из наиболее важных для нашей страны в экономическом и военно-стратегическом отношениях является Арктическая зона. В 2020 г. президент подписал Указ «Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года». В этом документе под Арктикой и Арктической зоной РФ понимается следующее:

«а) Арктика – северная полярная область Земли, включающая северные окраины Евразии и Северной Америки (кроме центральной и южной частей полуострова Лабрадор), остров Гренландия (кроме южной части), моря Северного Ледовитого океана (кроме восточной и южной частей Норвежского моря) с островами, а также прилегающие части Атлантического и Тихого океанов;

б) Арктическая зона Российской Федерации – сухопутные территории, определенные Указом Президента Российской Федерации от 2 мая 2014 г. N 296 «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации», а также прилегающие к этим территориям внутренние морские воды, территориальное море, исключительная экономическая зона и континентальный шельф Российской Федерации».

Важность изучения Арктики для нас обусловлена тем, что Россия своим морским фасадом развёрнута к Северному Ледовитому океану, здесь проходит самая протяжённая морская граница нашей страны. Поэтому создание научно-исследовательского флота и осуществление комплексных экспедиционных исследований в Арктике – являются одними из основных задач в сфере развития науки и технологий в этом регионе.

Вся научно-исследовательская деятельность ложится на плечи полярников – людей разных профессий, представители которых являются участниками полярных экспедиций.

Я – нахимовец, будущий морской офицер. Благодаря этому конкурсу я нашёл профессию, которая сочетает долг и мои интересы. Это профессия военного гидрографа.

  1. Полярники на страже Отечества

…Колумбов российской земли

На гафелях флаги поднимем,

Моря все пройдём мы под ними,

Как Беринг и Литке прошли.

Пусть бесится вьюга-зима,

Пусть море вскипает штормами,

Мы в море уходим и нами

Гордится родная страна.

                                   (Б. Земляков «Марш гидрографов»)

Попытки пройти на судах через Полярный бассейн заканчивались неудачей: преодолеть многолетние мощные ледяные поля не смогли ни парусные корабли и пароходы, ни ледоколы и дизель-электроходы. Лишь с появлением атомных ледоколов проблема покорения Центральной Арктики превратилась в реальную задачу. Но располагать атомными ледоколами еще не значит справится со всеми трудностями и сюрпризами высоких широт, – необходимы достоверные данные о природных условиях этой огромной акватории. А они могут быть получены – и были собраны – в результате многолетней кропотливой исследовательской работы полярников.

1.1. Гидрограф – исследователь Мирового океана

Большой вклад в изучение Арктики и обеспечение безопасности мореплавания в регионе внесли военные гидрографы. В их задачу входит определение глубин и характеристик грунта морского дна, поиск навигационных опасностей и, в конечном итоге, составление морских навигационных карт.

Приведу примеры работы военных гидрографов в Арктике.

В 1935 году была организована комплексная экспедиция в труднодоступный и малоизученный район Арктики на ледокольном пароходе «Малыгин». Возглавлял экспедицию военный гидрограф, штурман, в последующем капитан 1 ранга и доктор военно-морских наук Иван Алексеевич Киреев. Экспедиция началась 5 июля 1935 г. и завершилась 28 октября, пройдя за навигацию 7000 миль, из них 1000 миль во льдах. В результате экспедиции И. А. Киреева были впервые положены на карту острова Сергея Кирова, определены 9 астрономических пунктов, 19220 глубин, в 18 пунктах измерены элементы земного магнетизма, выполнено 85 гидрологических и 58 гидробиологических станций, на побережье установлены 7 навигационных знаков.

В наше время именем  выдающегося военного гидрографа, участника и организатора морских экспедиций Полярной гидрографии И. А. Киреева названо научно-исследовательское судно, которое предназначено для проведения комплекса гидрографических и гидрологических исследований в Мировом океане, в том числе в районах Арктики.

Современный пример участия военных гидрографов в полярных исследованиях – комплексная океанографическая экспедиция гидрографических судов «Сенеж» и «Визир» в район архипелагов Земля Франца-Иосифа и Новая Земля в 2015—2017 гг. Исследования проводились в акватории Баренцева и Карского морей. Доизученность коснулась территорий островов Северный и Нортбрук. Целью экспедиций была оценка изменений береговой линии островов архипелагов Новая Земля и Земля Франца-Иосифа, произошедших с момента их систематического картографирования в начале 50-х годов XX века Северной и Западной гидрографическими экспедициями. В результате работы было выявлено более 24 значимых изменений на местности в районе архипелагов Новая Земля и Земля Франца-Иосифа.

1.2. Полярники – покорители Арктики

Большая часть научно-исследовательских работ в Арктике  в значительной степени проводилась по заказу и для целей Минобороны, в т. ч. Военно-морского флота.

Военное ведомство, отвечающее за безопасность страны, всегда сотрудничало с научными организациями, занимающимися исследованиями Арктики, использовало данные не только военных, но и гражданских гидрографов, гидрологов, метеорологов, океанологов, гляциологов, геофизиков.

В 1961 г. на ледовой базе ААНИИ СП-13 была развернута первая Высокоширотная воздушная экспедиция ВВЭ Северного флота под руководством начальника Северной гидрографической экспедиции Л. И. Сенчуры.  Стратегической задачей ВВЭ «Север» являлось поэтапное производство подробных комплексных исследований в масштабе 1:500 000 по всей акватории Арктического бассейна. Отчёты и обработанные материалы направлялись в Центральное картографическое производство ВМФ, где они окончательно систематизировались и издавались в виде карт, атласов, пособий для практического применения в ВМФ СССР и народном хозяйстве страны.

Экспедиция работала в тесном контакте с ААНИИ, научно-производственным объединением «Севморгео», Институтом земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн.

Задачи по подробному изучению физических полей района Арктического бассейна в масштабе 1:500 000, принятом для морских навигационных карт, завершились в 1987 г. По результатам исследований ВВЭ «Север» созданы подробные крупномасштабные карты рельефа дна и грунтов, гравитационного и магнитного полей, изучен гидрологический режим, создан атлас ледового покрытия, вероятностного наличия многолетних льдин и элементов их дрейфа и другие документы, используемые в практической деятельности.

За этими, безусловно, выдающимися достижениями стоят рабочие будни в условиях пурги, сложной ледовой обстановки, отсутствия нормального быта, опасности встречи с хозяином Арктики – белым медведем.

Результаты изучения геофизических полей Земли в Северном Ледовитом океане оказались по сей день в сравнении с другими океанами наиболее достоверными и полными. Помимо общенаучного и военно-прикладного назначения они широко используются при создании различного рода карт, а также при решении международно-правовых проблем обоснования внешних границ континентального шельфа России в Северном Ледовитом океане. 

За стойкость, мужество и достигнутые высокие результаты в ходе проведения первых арктических экспедиций ряд военных гидрографов, занимавшихся геофизическими исследованиями, были награждены орденами и медалями. Их напряженный труд, как и всех полярников, был сопряжен с постоянным риском для жизни не только во время первичных посадок самолетов на торосистый, с разводьями дрейфующий лед, но даже в короткие часы сна (как правило, не более 4-6 часов в сутки на протяжении двух-трех месяцев) в палатке, под которой в любую минуту внезапно могла образоваться ледовая трещина.

Исследователи, независимо от должности или занятости, прилагая максимум физических и моральных сил, а порой и проявляя героизм, общими усилиями, переборов капризы Арктики, выполняли поставленные перед ними задачи. Они вправе считать себя полярниками – покорителями Арктики. Честь и слава им!

  1. Я б в полярники пошёл, пусть меня научат

Меня зовут Сергей Кучер, 06.07.2006 г.р.  Являюсь воспитанником 5 роты 84 класса Нахимовского военно-морского училища (г. Санкт-Петербург).

Я хочу подать заявку на участие в экспедиции на Север на новой ледостойкой платформе, построенной в Санкт-Петербурге на «Адмиралтейских верфях».

Я готов работать в команде, хорошо воспринимаю информацию, умею действовать по инструкции, физически вынослив, ответственен. Хорошо учусь. Награждён дипломом III степени за участие в «III Арктических Нахимовских чтениях» среди обучающихся довузовских образовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации на базе филиала НВМУ (г. Мурманск). Являюсь победителем школьных и призёром районных этапов Всероссийской олимпиады школьников по географии.

Арктика… Далёкая-предалёкая, полная тайн и загадок. Опасная. Территория сильных и смелых. Веками на Руси продвижение на Север и Восток было синонимом развития и делом энтузиастов и романтиков. Кто не слышал про героев-папанинцев, которых высадили на льдину на Северном полюсе, и они под действием ветра и течений 274 дня дрейфовали, проводя научные исследования!

Почему я мечтаю участвовать в экспедиции?

Во-первых, я хочу побывать в Арктике – одном из немногих мест на Земле, где еще можно сделать открытия, где можно обнаружить следы полярников прошлого и увидеть работу полярников – наших современников.

Во-вторых, это серьёзное испытание и вместе с тем возможность получить самые необыкновенные впечатления, поучаствовать в чём-то большом и настоящем, поучиться у настоящих полярников.

В-третьих, это возможность своими глазами увидеть то, что учил на уроках географии и читал в книгах.

Ну и, конечно, вслед за отважными капитанами «бороться и искать, найти и не сдаваться!»

Заключение

Командующий Северным флотом Герой России вице-адмирал Александр Моисеев отметил:  «Тесное сотрудничество Северного флота и научного сообщества в ходе экспедиционной деятельности способствует расширению возможностей нашей страны по исследованию и сохранению уникальной арктической природы, накоплению новых знаний об арктических территориях».

Действительно, в результате климатических изменений Арктика сильно меняется. Знать последствия этого России, как стране с самыми протяжёнными арктическими границами, крайне важно. Если мы остановим освоение Арктики, то уже в недалеком будущем потеряем морские и континентальные территории Севера «в пользу» других стран и чужих интересов.

Поэтому строительство ледостойкой платформы имеет такое важное значение и направлено на защиту национальных интересов России. В связи с этим стране нужны грамотные исследователи и отважные люди – полярники:  учёные, исследователи, инженеры, рабочие, профессии которых необходимы для работы в Арктике.

Список использованных источников

  1. Атлас океанов. Северный Ледовитый океан / МО СССР ВМФ. 1980.
  2. Каверин В. А. Два капитана / М.: Нигма, 2017. 704 с.
  3. Кириченко В. А. Океанографические исследования в Арктическом бассейне //Записки по гидрографии № 285. Управление навигации и океанографии МО РФ, СПб, 2012. С. 73–84.
  4. Кузнецов А. П., Дронов Л. П., Савельева Л. Е. География. Земля и люди, население, хозяйство / учебник для 7 кл., М., изд-во “Просвещение”, 2019. 176 с.
  5. Магидович П. И., Магидович В. И. Очерки по истории географических открытий В 5 т. / Т. 5. Новейшие географические открытия и исследования (1917 – 1985 гг.). М.: Просвещение, 1986. 223 с.
  6. Мишин С. Н. Экспедиция Ивана Алексеевича Киреева // Записки по гидрографии № 288. Управление навигации и океанографии МО РФ, СПб, 2013. С. 84–89.
  7. Океанографические исследования, выполненные гидрографическими судами «Сенеж» и «Визир» Гидрографической службы Северного флота в районе архипелагов Земля Франца-Иосифа и Новая Земля 2015–2017 гг. Отчёт для Русского Географического общества // Записки по гидрографии № 309. Управление навигации и океанографии МО РФ, СПб, 2019. 135 с.
  8. Папанин И. Д. Жизнь на льдине. Дневник / Издание редакции “Правда”. 1938. 222 с.
  9. Исмаилов А. И., Лобанов А. А., Пучнин В. В. Национальная политика Российской Федерации на Арктическом региональном направлении. Приоритетные направления развития навигационно-гидрографического и гидрометеорологического обеспечения морской деятельности в Арктической зоне //Навигация и гидрография, № 60, 2020. С. 7–16 /https://www.gningi.ru/images/journal/nig60.pdf
  10. Указ Президента РФ от 5 марта 2020 г. N 164 «Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года» / https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73606526/
  11. http://www.aari.ru/
  12. https://structure.mil.ru/structure/forces/hydrographic/History.htm
  13. http://mil.ru/files/hydrography_A4_kafedra_web.pdf
  14. https://flot.com/history/patriotwar/arctica.htm
  15. https://www.korabli.eu/galleries/oboi/grazhdanskie-suda/ivan-kireev
  16. https://www.rgo.ru/ru/article/zavershilas-arkticheskaya-ekspediciya-rgo-i-severnogo-flota