— А двуногие медведи плавают на льдинах?

— Плавают, только самые смелые. (…)

— Это не мох. Это северное сияние.

— А с чем его едят?

— Его не едят, им любуются.

— Не хочу любоваться, хочу есть!

(«Умка», советский мультфильм, 1969 год,

режиссёры Владимир Пекарь и Владимир Попов,

студия «Союзмультфильм». Автор сценария – Юрий Яковлев).

При словах «полярная профессия» многим вспоминаются летчики, ученые-геологи, гидрологи, моряки и другие исследователи Арктики. Однако есть и профессии, которые не столь экстремальны и опасны, но все равно очень важны для изучения полярных районов. К таким профессиям можно отнести полярных писателей.

Казалось бы, писатель в Арктике просто описывает работу других людей, но на самом деле это не так. Писатель в Арктике – это больше, чем писатель. Это и своеобразный летописец, который создает документальные свидетельства, рассказывающие об определенной эпохе. И именно благодаря полярному писателю будущие поколения смогут заглянуть в прошлое этих мест. Вместе с тем полярный писатель – это и ученый, поскольку его мемуары, дневниковые записи, публицистические статьи – это научное свидетельство, материал для изучения полярного континента для самых разных наук. И наконец, полярный писатель – это просветитель, человек, который может заинтересовать людей своеобразием этих мест, показать им всю красоту полярных пейзажей, передать читателям те чувства, которые испытывает человек, оказавшись в Арктике. Писатель – это и учитель, показывающий героизм и мужество полярных исследователей.

К полярным писателям можно отнести самых разных людей, литературный талант которых складывался или получил свое новое развитие во время арктических путешествий. Это американский писатель, с чьим именем безоговорочно ассоциируется Арктика, — Джек Лондон, русский советский писатель Владимир Санин, рассказавший с долей юмора о полярниках дрейфующих станций Северный полюс и Александр Городницкий, буквально «спевший про Север».

Полярный писатель – это и ученый-исследователь, и первооткрыватель, и просветитель, и учитель, и живописец, и поэт одновременно.

Важность профессии полярного писателя можно показать на конкретных примерах. Один из таких примеров – англичанин Артур Конан Дойл, у многих ассоциирующийся с детективами. Но рождение Конан Дойла как писателя происходило именно в Арктике. Туда он отправился в 1880 году врачом китобойного судна. В пути он записывал всё, что видел, в свой дневник. Сборник его дневниковых записей «Опасная работа», изданный на русском языке только в 2020 году, повествует о китобойном промысле и арктических животных, которых он видел в пути, а также несёт огромную пользу для исследователей.

К примеру, несколько страниц в книге посвящено видам птиц, которых автор видел, плывя по арктическим морям (рис.1). Это важно для орнитологов, поскольку материалы дневников Конан Дойла, написанные в конце 19 века, являются уникальным документом и позволяют им сравнить животный мир современной Арктики и Арктики того времени.

Рис. 1 Иллюстрации книги Конан Дойла «Опасная работа». Рис. Конан Дойла

Конан Дойл также подробно описывает о китобойный промысел, в книге даже есть интересная иллюстрация автора, рассказывающая поэтапно о процессе охоты на кита. Охоту на кита он сравнивает с «королевской охотой»: «преследовать кита – увлекательнейшее занятие. Сидишь ты к нему в лодке спиной и все, что происходит, узнаешь только по лицу рулевого. (…) Ты видишь, как вспыхивают щеки рулевого, видишь блеск в его глазах: «Посторонись, ребята, дай дорогу! Налегай!». Наводится гарпунная пушка. Пена летит из-под весел. Каких-нибудь шесть взмахов весла и с тяжким глухим звуком нос лодки ударяется обо что-то мягкое и ты, как и все в лодке вместе с веслами разлетаетесь в разные стороны» (рис. 2). Этот небольшой фрагмент дневника Конан Дойла – и интересный документальный очерк, и поэтическая зарисовка, сюжетная ситуация, стиль которой показывает прекрасное владение словом, за которым угадывается будущий писатель.

Рис. 2. Кит. Рисунок Конан Дойла

На других рисунках в дневнике Конан Дойла запечатлена охота на медведя, тюленя. Часть рисунков посвящены миру птиц, это и интереснейший материал для орнитологов, и рисунки, интересные каждому читателю, показывающие прекрасное чувство юмора автора. Например, на рисунке 1 изображен ястреб, подпись автора гласит: «Как я представляю себе ястреба. Как представляет себе ястреба капитан. Ястреб, высматривающий добычу».

Арктике посвящены не только дневники, но и ранние произведения Конан Дойла: «Обаяние Арктики», «Капитан «Полярной звезды»», «Случай с Черным Питером».

Подводя итог жизненным исканиям, Конан Дойл пишет об арктическом путешествии и как исследователь, и как поэт, который заканчивает Книгу своей жизни: «Когда находишься на грани неведомого, то каждая подстреленная тобой утка несет в своем зобе камушки с берегов, еще не отмеченных на картах. Это плавание явилось самой необычной и восхитительной главой всей моей жизни».

Ещё один яркий пример полярного писателя – американец Джек Лондон. В 1898 году он отправился на Аляску. Там он встречал людей из разных северных племён. Его поразила их неразвитость по сравнению с европейскими странами. В своих произведениях он настойчиво призывал к освоению арктических земель, но также ясно показывал и опасность Арктики, её бесчувственность к человеческим нуждам. Его герои часто погибали по случайности.

Советский полярник Владимир Санин в своих книгах рассказывал об испытаниях человека в трудных полярных условиях. О них говорят и названия его произведений: «В ловушке», «Одержимый», «Белое проклятие». Санин участвовал в полярных экспедициях, в том числе и на станцию «Северный полюс-15».

Красоту, опасность, загадочность Арктики авторы всегда передавали не только в прозе, но и в поэзии. Отличный пример – российский учёный и поэт Александр Моисеевич Городницкий, написавший много стихотворений на арктическую тему, ставших песнями.

Одна из самых известных — «Песня полярных летчиков». Поэт пишет о человеческих чувствах, которые становятся тоньше и острее в сложных полярных условиях, об умении сохранить в себе романтическое восприятие мира, любоваться природой, сохранить свежесть восприятия, которая свойственна детям, впервые изучающим мир, — «мальчишеские вечные года»:

Солнце незакатное и теплый ветер с веста,

И штурвал послушный в стосковавшихся руках…

Ждите нас, невстреченные школьницы-невесты,

В маленьких асфальтовых южных городках!

Александр Городницкий проработал на Крайнем Севере 17 лет и более 40 лет плавал с научными экспедициями на океанологических судах. В одном из интервью Городницкий вспоминает о работе в Арктике: «Дома у меня хранится впечатляющий снимок: лед — и из него торчит хвост Ан-2. Лыжи самолета провалились в полынью, «Аннушка» вот-вот уйдет под воду. На широких плоскостях самолет еще продержался некоторое время. Мы успели вытащить аппаратуру, снаряжение и рацию… Потом я спросил у коллеги: «Трудно было открыть дверь самолета?» И услышал: «Труднее было оторвать от двери руки, которые за нее схватились». Этот небольшой эпизод показывает, в каких сложных условиях работают люди и какая большая работа стоит за теми литературными произведениями, песнями, которые навеяны арктическими впечатлениями.

Профессия писатель – очень интересная и разнообразная, по впечатлениям от арктических путешествий рождаются очень разные произведения, но все они посвящены уникальному очень красивому арктическому району, и все они полезны для людей, потому что не только рассказывают об интересных научных фактах, о природе, но и учат настоящим человеческим качествам, учат быть Человеком.

Так есть ли профессия «полярный писатель»? Мне думается, что есть! Пока летают полярные летчики, бороздят арктические моря полярные капитаны, прокладывают путь полярные штурманы и пока есть еще не открытые тайны Арктики и светит незаходящее солнце, озаряя своим светом труд этих людей, – будет жить слово полярного писателя.

Именно полярному писателю предстоит написать новые страницы истории Арктики, выстроить своеобразный мост между разными эпохами: по-новому осмыслить прошлое этого полярного района, «поймать мгновение» сегодняшнего дня Арктики и заглянуть в неизведанное будущее.

 

Библиография

  1. Арктика.инфоhttp://arctika.info/priroda/ (дата обращения 01.03.2021)
  2. Артур КонанДойль. Опасная работа. Арктические дневники. М.: Паулсен, 2020. -240 с., илл. -59. Рисунки из этой книги можно посмотреть здесь https://libmir.com/book/387288-opasnaya-rabota-artur-konan-ignatius-doyl/image
  3. Культура.РФ. Арктика https://www.culture.ru/s/arktika/(дата обращения 01.03.2021)
  4. Лондон Джек Белый Клык //https://kartaslov.ru
  5. Официальный сайт Александра Городницкого // https://gorodnitsky.com/songs (дата обращения 01.03.2021)
  6. Сказки и быль Александра Городницкого // https://stmegi.com/posts/56839/skazki-i-byl-aleksandra-gorodnitskogo/ (дата обращения 01.03.2021)
  7. Санин В. Белое проклятие // https://www.litmir.me/br/?b=83505&p=1(дата обращения 01.03.2021)