«Гидрографы в Арктике»

Введение

Россия – страна, обладающая самой большой территорией и располагающаяся во многих климатических зонах. Но если спросить иностранца, что он знает о России, тот обязательно отметит: «Там холодно!». И будет прав: север России (побережье и острова Северного Ледовитого океана) расположен в арктическом и субарктическом поясах, средняя температура в России (и особенно температура обитаемых земель) самая низкая среди всех стран мира.

Такое расположение России кто-то назовет неудачным: огромные пространства многолетней мерзлоты, которые трудны для освоения и заселения, длительный отопительный сезон, сложность в создании транспортных магистралей. Но, вместе с тем, это даёт и преимущество. Общая протяжённость арктического побережья всех прилегающих к Арктике государств – 38 700 км, и максимальную протяжённость границ в Арктике, а это 22 600 км, имеет именно Россия. Таким образом, в соответствии с международным морским законодательством, у России самая большая исключительная экономическая арктическая зона. Это даёт доступ не только к многочисленным арктическим ресурсам, но и предоставляет возможность исключительного использования Северного морского пути, который позволяет сократить путь из Атлантики в Тихий океан почти в два раза.

Я считаю, что при выборе будущей профессии, нужно обязательно учитывать, какие специальности являются перспективными и будут востребованными в будущем. Сейчас в России и во всем мире развитию Арктики уделяется особое внимание, и эта сложная и амбициозная задача требует привлечения самых разных специалистов. Мне повезло – я родилась и жила на побережье Баренцева моря, и свою жизнь связала с Арктикой ещё до рождения. И, конечно, живя в городе моряков, я, дочь моряка–подводника, не могла не задуматься о выборе морской профессии.

Профессия – гидрограф

Не раз мне приходилось слышать, что на карте не осталось «белых пятен». Знакомые мальчишки расстраивались, ведь все земли и острова уже известны, а эпоха географических открытий давно позади. Как же они удивятся, если им рассказать, что прямо сейчас на гидрографическом судне Северного флота «Визир» служит Марина Мигунова – инженер службы океанографических измерений, которая к 24 годам была в нескольких арктических походах, а ещё, будучи студенткой морской академии имени Макарова, она открыла пять островов архипелага Новая Земля! Меня, как девушку, это по-настоящему вдохновляет.

Гидрографы выполняют специальные океанографические исследования: уточняют координаты точек, определяющих положение территориального моря, экономических зон, континентального шельфа, собирают сведения для корректуры навигационных карт, руководств и пособий для плавания, изучают рельеф дна в удаленных районах Арктики и гидрологический режим морей Северного морского пути.

Профессия гидрографа подразумевает не только работу в море, но и изучение спутниковых снимков, сверку морских карт и лоций. Именно так тогда ещё студентка Мария Мигунова совершила свои открытия в процессе написания выпускной квалификационной работы в 2016 году. Изучая спутниковые снимки за последние 30 лет и сверяя их с имеющимися лоциями Карского моря, она обнаружила 7 новых объектов. Этот способ, который по-научному называется изучение материалов дистанционного зондирования земли, сейчас активно применяется и специалистами гидрографической службы Северного флота для мониторинга изменений береговой линии в районе архипелагов Земля Франца-Иосифа и Новая Земля. Таким образом были обнаружены более 30 новых островов, мысов и бухт. Полученная информация многократно проверяется и попадает на карты, в руководства и пособия для плавания только после проведения необходимых топогеодезических работ на местности. Так произошло и с островами Марии.

Своего официального открытия новые острова архипелага Новая Земля ждали почти три года. Открытия Марии Мигуновой проверялись моряками Северного флота в ходе комплексной арктической экспедиции в 2019 году в составе отряда боевых кораблей Северного флота и спасательного судна «Алтай».

В августе 2019 года гидрографическая группа в составе Комплексной экспедиции Северного флота на архипелаг Земля Франца-Иосифа подтвердила открытие пяти островов (фото 1). Они находятся в бухте Визе на Карском побережье острова Северный архипелага Новая Земля в районе ледника Вылки (Нансена). Площадь объектов варьируется от 900 до 54 500 кв. м.

Фото 1. Итоговое положение островов на спутниковом снимке. Красным обведены открытые острова. Перечеркнутые объекты островами не считаются.

Открытые объекты представляют не только географический интерес. Эти острова вышли из-подо льда, где находились на протяжении тысяч лет в нетронутом состоянии, а значит там можно наблюдать явления, аналогичные тем, что были сразу после ледникового периода. Появление новых островов стало следствием климатических изменений. Из этого следует, что меняются не только очертания берегов, но изменяются и климатические условия, меняется гидрология океана. И изучение, и прогнозирование этих процессов тоже задача гидрографов.

В октябре 2020 года премьер-министр Михаил Мишустин подписал распоряжение о присвоении официальных названий нескольким безымянным мысам и островам в российской части Арктики, среди них были и острова, о существовании которых впервые заявила будущий гидрограф Мария Мигунова. В соответствии с Законом о наименовании географических объектов, они будут носить имена заслуженных ветеранов-гидрографов, многие из которых трудились в годы Великой Отечественной войны. И, конечно, их нанесут на топографические и навигационные морские карты.

Высока роль гидрографии и на государственном уровне, касающемся, например, вопросов о границе морского шельфа. В настоящее время Россия, Дания и Канада выдвигают аргументы на принадлежность подводного хребта Ломоносова в Северном Ледовитом океане. И выработка качественной и научной аргументации в данном вопросе, лежит в том числе и на плечах гидрографов.

Так, морские комплексные геолого-геофизические исследования на хребте Ломоносова и в зоне сочленения хребта с шельфом морей Лаптевых и Восточно-Сибирского выполнялись в составе экспедиции «Арктика-2007» Федерального агентства по недропользованию (Роснедра) с 13 мая по 26 июня 2007 г. Учитывая тяжелые ледовые условия, для выполнения работ был арендован атомный ледокол «Россия» Мурманского морского пароходства. В результате экспедиции было выявлены признаки, характеризующие хребет Ломоносова в качестве естественного продолжения Евразийской континентальной окраины, а значит дающие основания для расширения исключительной экономической зоны России.

Гидрографы сопровождают деятельность всех организация и предприятий, которые связаны с водной стихией на реках, озёрах, морях и океанах. Арктика осталась последним мировым регионом, где сохранились нетронутые энергетические ресурсы и полезные ископаемые, и, как считается, здесь всё ещё сокрыто до трети мировых запасов подземных углеводородов. Из-за глобального потепления добыча их на шельфе становится возможной.

В процессе написания данной работы я спросила своего отца, который служит в штабе объединения на Северном флоте, как сейчас идёт освоение Арктики, и нужны ли им гидрографы. Он рассказал мне, что моряки-североморцы сейчас частые гости в арктических широтах. Ежегодно, начиная с 2011 года, отряды боевых кораблей выходят в арктические моря для решения самых разных задач. Первые экспедиции занимались очисткой путей от минной опасности, возникшей во время Великой Отечественной войны. В последующие годы началось устранение экологического ущерба на побережье северного-морского пути, ведь в послевоенное время в Арктике располагалось множество войсковых частей решающих задачи обороны страны. В то время экологической угрозе не придавалось большого значения, и на побережье остались горы металлолома, старая техника, бочки из-под горюче-смазочных материалов, старое вооружение и многое другое, утилизация чего считалась нецелесообразной. Сейчас руководство страны оценивает Арктику не только как источник ресурсов, но и величайший природный заповедник. В соответствии с этим устранение экологического ущерба и сохранение природного заповедника на современном этапе развития Арктики является одной из главных задач.

А в 2018 году в книгу рекордов Вооружённых сил России внесён поход отряда кораблей Северного флота, который за одну навигацию с августа по октябрь в условиях сложной ледовой обстановки совершил переход по Северному морскому пути от Североморска (Кольский полуостров) до поселка Ванкарем (полуостров Чукотка) и обратно. Общая протяжённость маршрута составила 9914 морских миль, то есть, больше 18 000 км. И особенно комфортно российские моряки чувствуют себя в сложной ледовой обстановке благодаря единственному в мире атомному ледокольному флоту! А на атомных ледоколах есть даже специальные гидрографические катера, вот какая востребованная и необходимая профессия гидрограф.

Также я узнала, что сейчас идёт развитие инфраструктуры Северного морского пути, который станет водным путём из Атлантического океана в Тихий. Его протяжённость более 6000 км, и на всём его протяжении требуется организация морского судоходства. Обновление маячных знаков, береговых постов наблюдения, актуализация лоций и иное навигационно-гидрографическое обеспечение. Вот сколько работы предстоит специалистам гидрографической службы!

Сама гидрографическая служба России является структурным подразделением Министерства обороны Российской Федерации. Она создана ещё при Петре I, и её необходимость не подвергалась сомнению при всех руководителях в последующие годы.

Как учащаяся Пансиона воспитанниц, я уже связана с Министерством обороны. Тут с особым трепетом понимаешь свою связь с будущим страны и собственную вовлеченность в деле укрепления её позиций на международной арене. В указе Президента Российской Федерации «Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года», указаны национальные интересы нашей страны в Арктике. Среди них сохранение Арктики как территории мира и партнёрства; обеспечение высокого качества жизни и благосостояния населения Арктической зоны Российской Федерации; развитие Арктической зоны Российской Федерации в качестве стратегической ресурсной базы и её рациональное использование; развитие Северного морского пути, охрана окружающей среды в Арктике и многое другое.

Быть причастной к решению этих задач – очень почётно и волнительно. И я знаю, что смогу это сделать, как смогла и Мария Мигунова, которая не только вписала своё имя в историю географических открытий, но и делает большое и нужное дело, непосредственно участвуя в реализации государственной политики Российской Федерации в Арктике.

Мотивационное письмо-резюме

 Я, учащаяся Пансиона воспитанниц Министерства обороны, Хруснова Полина Денисовна, родилась в городе Полярный Мурманской области. Арктика – это мой родной дом, я провела здесь всё детство. Мой город расположен на самом побережье Баренцева моря. Я закалена Севером. Все причуды субарктической природы и погоды мне хорошо известны. Я прекрасно приспособлена к суровому климату, долгой полярной ночи, продолжительному полярному дню, резкому перепаду давления, и ветрам, скорость которых достигает 30 м/с – это привычное дело в Заполярье.

Я выросла в морском гарнизоне, и не раз я видела, как уходят покорять Арктику мои родные и знакомые. Мой папа – офицер- подводник, на подводной лодке он многократно погружался в студёные воды Северного Ледовитого океана. Многие моряки из города Полярный ходили к берегам Новой Земли, Земли Франца-Иосифа, Новосибирским островам, к берегам Чукотки по Северному морскому пути. А возглавлял отряд боевых кораблей мой сосед по дому – вице-адмирал Олег Вячеславович Голубев. Дальний поход в Арктику для мужчин из моего города – привычное дело.

Я слышала очень много историй о походах, с любопытством рассматривала фотографии и уникальные экспонаты, которые моряки передавали в музей Кольской флотилии, где работает моя мама. И каждый раз я мечтала оказаться там – среди вечной мерзлоты и тишины, среди палящего и холодного арктического солнца и безграничного океана. Высадиться на побережье Таймыра и посетить полярные станции, своими глазами увидеть лежбища морских котиков и игру белух – северных дельфинов. Тем более, пора определяться с будущей профессией, и не исключено, что свяжу я её с морем и Арктикой. Например, стану гидрографом.

На военных кораблях женщины не служат, и путь туда мне, к сожалению, заказан. Возможно, мне удастся победить в конкурсе и качестве вознаграждения получить путёвку в Арктику – навстречу моей мечте!