Ученический проект: «Арктические лётчики»

Введение

В поисках белых пятен на мировой карте, человеку предстояло, рано или поздно, найти отчуждённые районы, чьи перспективы оставались туманными на первый взгляд. Однако с каждым годом становилось понятно — за льдом и снегом, уравнивающим людей в этой пустыне, стоит шанс найти больше, чем просто ресурсы и территории,  прежде всего — возможность творить.

Момент, когда Арктика начинала играть важную роль в торговых и международных отношениях, наступал постепенно, шаг за шагом. В истории множество примеров таковых шагов, зачастую именно они закладывали основу для современных, «арктических» профессий. Вмораживание кораблей полярных экспедиций в лёд и ледники, дало начало дрейфующим экспедициям и вошло, практически, в мировую практику.

Важным аспектом подобных экспедиций, всегда была и остаётся скорость. Чем быстрее экспедиция доберётся до места проведения исследования, тем быстрее начнётся работа, тем быстрее работа закончится. В Арктике и Антарктике, в условиях постоянно меняющегося рельефа и экстремальных температур, даже минимальное перевыполнение плана по времени — весомый опыт и гарантированный успех экспедиции.

При таких возможностях, появление такого скоростного типа транспорта, как авиация, было неизбежно.

Арктические лётчики

Появление, более-менее, распространённой авиации в период разгара романтики воздухоплавания, рано или поздно, привело бы к полётам и в арктическом регионе. Первый полёт такого типа был совершён в 1914-ом году лётчиками Яном Нагурским и Евгением Кузнецовым, при поиске пропавшей экспедиции Седова. Позже, уже в Советском Союзе, началась работа над регулярными рейсами через Арктику и регулярными ледовыми разведками северного морского пути. Важным этапом, стало обеспечение авиацией работы дрейфующих экспедиций «Северный полюс».

В 1954 году, в Арктике были применены первые вертолёты Ми-4. Как оказалось успешно, чем дало прямую дорогу в максимальное использование этого типа авиационной техники.

За историю освоения Арктики авиацией, множество профессиональных лётчиков прошли через многолетнюю работу в Арктике. Они по праву заслужили свои награды и место в истории освоения полюсов.

С постепенным технологическим развитием двигателей, материалов и более устойчивого к морозам топлива, в Арктике стала появляться всё более крупная по грузоподъёмности авиационная техника, такая как Ил-18. На всём протяжении эксплуатации станций «Северный Полюс», её работа была напрямую сопряжена с авиацией, вовремя обеспечивающей станциям все необходимые для функционирования грузы.

Помимо обеспечения исследовательских программ, полярная авиация (естественно военная) обеспечивала безопасность территориальных вод СССР от подводных лодок стран НАТО в период Холодной Войны.

 Работа лётчиков

Чем дальше на север, тем сложнее условия. Для авиации это наиболее важный критерий их работы. Низкие температуры уменьшают эксплуатационные характеристики любой техники. Только проверенные долгим опытом эксплуатации машины, такие как Ил-76, Ан-74, Ан-2 и Ми-8, могут работать в высоких широтах. Эти самолёты и вертолёты составляют основу арктической авиации.

Важна работа палубных вертолётов. В условиях повышенного ледообразования, обеспечить судоходство провизией и другими расходникам, не всегда возможно другими судами или заходом судна в порт.

Посадка палубных модификаций Ми-8, является одним из самых сложных операций для их пилотов. Несмотря на требование высокой квалификации пилотов вертолётов, такие операции дают ощутимое преимущество в скорости прохождения поставленного маршрута.

Так же посадки на суда используются при эвакуации больных с корабля и их замене.

Для посадки вертолёта на палубу, необходимо установить устойчивую связь с экипажем, остановить судно, произвести предпосадочную подготовку. После этого пилот должен с ювелирной точностью посадить винтокрылую машину на узкую посадочную площадку, а экипаж — зафиксировать вертолёт на посадочной площадке.

Процедура требует тщательного соблюдения правил безопасности и слаженной работы экипажа вертолёта и судна.

Заключение

Возможности арктической авиации ограничены общим, сокращающимся количеством основных и запасных арктических аэродромов, окончанием эксплуатации весомой части авиапарка. В отличие от вертолётов, авиация, несмотря на своевременный ремонт и модернизацию, уже не всегда может перевозить, всё увеличивающиеся требования к количеству перевозок. Тем не менее, полярная авиация остаётся важным инструментом в развитии не только региональных, вне дорожных и железнодорожных территорий, но и в обеспечении стабильного судоходства на СМП. Для работы на профессии пилота арктической авиации, важно не только иметь квалификацию и хорошую технику, но и сильные психологические качества. В условиях низкой температуры, дать сбой может не машина, а именно человек. Потому северная авиация — это отрасль, где куются характер и выдержка этих людей.

 Источники:

«Время осваивать полюса» Татьяна Попкова (журнал Аврора, 01/2020), http://www.xn--80alhdjhdcxhy5hl.xn--p1ai/content/vremya-osvaivat-polyusa

Шмидт, О. Ю. «Героическая эпопея. Поход Челюскина.» Том 2/ п. о. р. О. Ю. Шмидта, И. Л. Баевского, Л. З. Мехлиса. – Москва : Издание редакции «Правды», 1934. – ISBN ЕСН-К-03072019-019