Юбилейные торжества минули, но историко-познавательная экспедиция Издательского дома «Чудеса и приключения», приуроченная к 350-летию первого императора России, продолжается. На этот раз мы приглашаем вас совершить экскурс в прошлое и настоящее удивительного города в Тверской области – центре водораздела двух водных бассейнов – Балтийского и Каспийского. Именно здесь по замыслу Петра I был реализован амбициозный проект начала XVIII века — создание первого искусственного водного пути в России.

I

Первое упоминание Вышнего Волочка относится к 1437 году, когда предстоятель Русской церкви митрополит Исидор проследовал через него на Флорентийский собор. Это нашло отражение в написанном тогда же тексте «Хождение на Флорентийский собор». Впрочем, русский историк Василий Никитич Татищев, опираясь на летописные источники, считал, что поселение это было впервые упомянуто под 1135 годом. Общепризнанное же летописное упоминание Вышнего Волочка относится к Воскресенской летописи — 1471 год. В этом месте грузы со стороны Волги поднимались по реке Тверца до Николо-Столбенской пристани, разгружались и гужевым транспортом перевозились до реки Цна. Там товары снова водружали на плоскодонные суда, которые волоком перетаскивались по суше, а затем водой шли в Новгород. Место сухопутного перетаскивания кораблей и сухопутной перевалки и получило название «Волок», или «Волочёк».

II

История строительства в этой местности вод­ного пути началась 12 января 1703 года, когда Пётр I подписал указ о строительстве канала между реками Цной и Тверцой. Руководство строительством было возложено на царского стольника воеводу князя М.П. Гагарина. Реализовать царский план подрядились десять голландских мастеров во главе с Адрианом Гаутером. К работам было привлечено около шести тысяч человек. Строительство канала длиной почти в три километра и шириной 15 метров с двумя шлюзами было закончено весной 1708 года. Существующий и сегодня канал получил сначала имя Гагаринского, а затем был переименован в Тверецкий.

Гидротехническая система, устроенная голландцами, была простой: раздельный бьеф состоял из Тверецкого канала, запертого в сторону Тверцы шлюзом, и небольшого участка Цны, запертого в сторону Мсты вторым шлюзом. Раздельный участок питала только Цна.

Уже летом 1709 года стало ясно, что канал построен неправильно: воды для свободного хода судов не хватало. Голландские инженеры неправильно рассчитали необходимый запас воды для питания раздельной части системы, шлюзы были заложены слишком низко.

III

Исправить ошибки заморских горе-мастеров взялся крещёный калмык-купец Михаил Иванович Сердюков (1678–1754). Гидротехник-самоучка вошёл в историю спасением и масштабной реконструкцией каналов. В 1719–1722 годах под его управлением был построен Цнинский канал, ставший теперь одной из доминант центральной части города. В результате его деятельности по обустройству и развитию сети гидротехнических сооружений и возникла Вышневолоцкая водная система – важнейшая транспортная артерия России в XVIII веке и первой половине XIX века, которая сыграла исключительную роль в строительстве и развитии новой имперской столицы  – Санкт-Петербурга и её продовольственной безопасности. Примечательно, что после смерти гидротехника руководством каналов до начала 1770-х годов занимались сначала его сын, а затем и внук. Теперь Михаил Сердюков-старший увековечен в бронзе в монументальной скульп­турной композиции работы заслуженного художника РФ Юрия Злоти, установленной в 2006 году на вокзальной площади старинного города.

Подробнее читайте в №9/2022 журнала «Чудеса и приключения»

Автор: Александр Нефедов

Фото автора