Продолжается историко-познавательная экспедиция Издательского дома «Чудеса и приключения» по местам, связанным с именем первого императора России. На этот раз мы обращаемся к теме путешествий царя в заморские страны.

В 2013 году произошло знаковое событие, связанное с именем российского императора Петра I. Правительство Нидерландов сделало ценный подарок нашей стране. Голландскими мастерами была изготовлена точная копия исторической реликвии – домика в Заандаме, в котором в 1697 году проживал инкогнито русский царь.

Корабельных дел мастера

Голландия была одной из европейских стран, которая особенно манила Петра I, мечтавшего «прорубить окно в Европу», поскольку он много о ней знал. К тому же он изучал голландский язык. Но главное, что Голландия славилась своими достижениями в судостроении.

Во второй половине XVII века голландцам принадлежало первое место в торговле с Россией. Они проживали в немецкой слободе в Москве, а также в Архангельске, куда приходили их торговые корабли и где они оставались на зимовку. Да и сам Пётр с детских лет был окружён голландцами. Большим расположением царского семейства пользовался голландский доктор ван дер Гульст, учителем математики у Петра был голландец Тиммерман. Первый ботик будущего российского императора отремонтировал Карстен Брант, который вместе с ним совершил первое плавание.

В Голландии же были заказаны суда, послужившие моделями для первых русских кораблей. Корабельные мастера из Саардама, как ранее назывался Заандам, строили их первые экземпляры, спущенные в Переяславле на Плещеевом озере.

Любимец Петра Лефорт состоял в 1670-х годах на службе в Голландии, и у него сохранились хорошие связи с Амстердамом. Он был другом семьи амстердамского бургомистра и поддерживал с ним постоянную переписку. Сам Лефорт всегда поощрял интерес Петра к Голландии.

В составе Великого посольства

Пётр стремился в Голландию ещё и потому, что хотел принять участие в торжественном въезде в Амстердам Великого посольства. Он поехал в числе 35 добровольцев, направлявшихся туда вместе с Великим посольством, под именем урядника Преображенского полка Петра Михайлова.

Для работы на верфях Пётр выбрал небольшой городок Заандам. На его выбор повлияли рассказы голландцев, работавших в России и восхвалявших свои родные места.

Заанский район в тот период был важнейшим промышленным центром Голландии. В XVII веке в Заандаме было широко развито кораблестроение. Здесь находилось до 50 судостроительных верфей. Район специализировался на постройке торгового корабля «флаут» повышенной грузоподъёмности. Суда строились в кратчайшие сроки, одна верфь за 22 месяца выпускала 20 судов. Судостроение способствовало развитию различных производств, обслуживающих верфи. В Заанском районе находилось более 200 мельниц, на которых производились различные товары. Это были лесопильные мельницы, мельницы, производившие масло, очищавшие зерно, мельницы по производству бумаги.

В Заандам Пётр прибыл в воскресенье, 18 августа 1697 года (по старому стилю). Он поселился на улице Кримп в доме морского кузнеца Геррита Киста, ранее работавшего в России. Уже 19 августа русский царь приступил к работе корабельным плотником на верфи Лейнса Роххе. В свободное время осматривал фабрики, мануфактуры, мельницы и мастерские в Заанском районе, вёл дипломатическую переписку, посещал музеи, театр, анатомическую лабораторию. Бывал у местных жителей, особенно в семьях, члены которых работали в России.

Для того времени появление иностранцев в Заандаме было явлением необычным и потому привлекало любопытных. Пошли также слухи о том, что здесь живёт русский царь. Это привело к тому, что в городок стали приезжать люди со всей Голландии. Инкогнито Петра было быстро нарушено – назойливые зрители сделали его проживание в Заандаме невыносимым. В результате Пётр на куп­ленном им буере отплыл в Амстердам.

Впоследствии он ещё возвращался в Заандам, но уже не оставался здесь более чем на один день.

В настоящее время в Заандаме действует музей «Домик Петра I». Небольшое деревянное здание – образец дешёвого жилья моряков и рабочих в Голландии 1632 года постройки, особой архитектурной ценности собой не представляло. Оно было построено из деревянных деталей отслуживших свой век судов. Но всё изменило пребывание в нём в 1697 году русского царя.

Подробнее читайте в №4/2022 журнала «Чудеса и приключения»

Автор: Борис Ежов

Фото: Александра Нефедова